Притцкера получили Казуо Седжима и Рю Нишизава (Kazuyo Sejima, Ryue Nishizawa)
текст ©Шу
По меркам архитектурного мира и Казуо, и Рю сравнительно молоды (Седжима родилась в 1956, ее соратник моложе на 10 лет), что знаменует новое понимание притцкеровским жюри формулировки “вручается живым архитекторам”. Прежде она нередко трактовалась в том смысле, что зодчих надо награждать, когда они живы, но не располагают достаточным запасом лет, чтобы внести существенные изменения в свою карьеру…
музей в Нагано, архитектурное проектирование Казуо Седжима и Рю Нишизава, 1999 г. фото ©Hisao Suzuki
Оба нынешних лауреата полны сил , так что смогут преподнести еще немало сюрпризов, а также – поддаться на искушения и совершить ошибки. В каком-то смысле это символично: будущее архитектуры сегодня основывается скорее на надеждах, чем на гарантиях.
Однако главный тренд заключается вовсе не в символике, а в прагматике. Пожалуй, впервые Притцкера получат архитекторы, не занимавшиеся более или менее серьезно теорией архитектуры (декларация куратора венецианской биеннале – не в счет) и всецело сосредоточенные на практике. Архитекторы, расценивающие заказчика и девелопера не только как источник финансов, но и как часть контекста, с которым архитектура может успешно взаимодействовать. Люди им не мешают, окружающая их объекты застройка – тоже.
здание компании Кристиан Диор в Токио, 2003г, архитектурное проектирование Казуо Седжима и Рю Нишизава. фото ©Hisao Suzuki
Словом, Седжима и Рю (который, кстати, сначала был ее подчиненным, наемным архитектором), просто-напросто вкалывают и очень стараются. Следы их старательности остаются: хотя все работы очень цельные, ни одна из них не производит впечатления чего-то чудесного, созданного по вдохновению свыше. Возможно, такие объекты у них еще впереди…
терминал в Наошима, 2006г, архитектурное проектирование Казуо Седжима и Рю Нишизава. фото ©Hisao Suzuki
уже 19 мнений на тему “Притцкера получили Казуо Седжима и Рю Нишизава (Kazuyo Sejima, Ryue Nishizawa)”
Оставить комментарий
Еще про news-world
Еще про novosti
- Новый кампус БФУ строится в Калининграде
- Боливия заменит Россию на биеннале в Венеции
- MIPIM Awards 2024: девелопмент яркой архитектуры
Еще про притцкер
- Притцкер 2024: воля к архитектуре
- Дэвид Чипперфилд – Притцкер за живучесть
- Притцкер 2022 получит Diébédo Francis Kéré
“…впервые Притцкера получат архитекторы, не занимавшиеся более или менее серьезно теорией архитектуры…” теория от практики неотделима, а те кто занимаются намеренно только теорией – это просто бездельники, делающие карьеру за чужой счет.
Я сначала не собиралась отвечать на этот комментарий, но вынуждена сделать некоторые разъяснения: кость, видимо, пришел с сайта архиру, где поставили ссылку на эту заметочку (за что спасибо), но сопроводили ее довольно странной репликой.
Во-первых, написали, что премия “недавно вручена”, но она Не вручена, а лишь присуждена – вручение Притцкеровской премии – отдельная цермония, целое архитектурное событие, которое проходит в разных городах мира (Захе Хадид, например, Притцкера вручали в Петербурге).
Во-вторых, отсутствие теоретических работ (безоценочно) нехарактерно для лауреатов Притцкера – обычно решение жюри сопровождается списком теоретических работ (и списком объектов). И это не только “мнение блоггера” – об этом прямо сказано в речи председателя жюри премии, которую я, прежде чем написать свои 10 строчек, прочитала. Что, на мой взгляд, совершенно естественно.
Каламбур в тему:
У Г-жи Shy прямотаки “кость в горле” )))))
Десяти строчек недостаточно, чтобы сделать убедительный анализ нынешней ситуации с вручением Притцкеровской премии и донести свое субъективное мнение до читателей. Более того, хотелось бы понять, что Вы хотели сказать следующими словами, цитирую: “Словом, Седжима и Рю (который, кстати, сначала был ее подчиненным, наемным архитектором), просто-напросто вкалывают и очень стараются” и “…хотя все работы очень цельные, ни одна из них не производит впечатления чего-то чудесного, созданного по вдохновению свыше”. Значит, по-Вашему, для создания проекта (а это и рабочие чертежи, и работа с заказчиком, и работа с инженерами, и выдерживание сроков проектирования, и авторский надзор)достаточно вдохновения? По мановению волшебной палочки (то есть – чудесным образом) проект не сделаешь. Проектирование – 10% творчества, а остальные 90% – достаточно тяжелый и кропотливый труд, требующий изрядной доли старательности и вкалывания без выходных(перефразируя Рэма Кулхааса). Работы архитекторов, выигрывающих международные конкурсы – это “следы старательности”? И что “плохого” в прагматике? А ведь прагматика не что иное, как ситуационная этика. В наше время, когда, чаще всего, за заказчиком остается последнее, решающее слово, а за твоей спиной сотрудники фирмы, которым нужно платить зарплату, прагматичность не помешает. К тому же, если быть объективным, проекты фирмы SANAA – образец лаконичности, чистоты линий и пропорциональности, что является неотъемлемой частью японского понимания прекрасного. А пока у нас в стране будут мерить красоту архитектуры водочными павильонами из старых оконных рам или лишенными здравого смысла экзерсисами в стиле классицизма (прошу прощения за гневную “филлипику”), даже бледного подобия органичной архитектуры SANAA мы не дождемся.
2 не Шу (кстати, нельзя ли выбрать более оригинальный ник?)
1. Слово “анализ” я не использовала, и вполне согласна, что 10 строчек недостаточно для него. Мне в конце апреля надо сдавать в бумажное издаие статью о нынешнем Притцкере, но и она не будет претендовать на анализ – там просто будет больше объективных фактов и более подробно изложены субъективные сображения. Но писать я ее буду недели 2, а жанр заметки в блоге – новость.
2. Мне прекрасно известно, что всякий творческий труд состоит на 90% из труда, архитектура – не исключение и я ни словом не обмолвилась о том, что вдохновение все решает. Любезно процитированные Вами строки следует трактовать в том смысле, что в идеале старания, труд, кровь и пот не должны чувствоваться в готовом произведении любого искусства. Еще раз подчеркну – в идеале! Страшный суд, к примеру, не наводит на мысль о том, что Микельанджело его писал, годами лежа на спине и скорчившись, хотя именно так и обстояло дело рџ™‚
3. Я в смысле вдохновенности сравниваю SANAA не с “водочными павильонами” или неонео-классицистическими экзерсисами. Я вообще, говоря о Притцкере, оставляю за скобками современную российскую архитектуру (“любить, обнять и плакать над тобой”), оглядываясь, как это ни пафосно звучит, на общемировой контекст. Проще говоря – на того же Цумтора .
Опять же, если у нас в стране будет архитектура, хотя бы отдленно напоминающая то, чем занимаются Седжима и Рю, я буду счастлива.
В целом мысль о том, что хорошую архитектуру можно только хвалить,не вглядываясь, а любой эпитет вроде “прагматичный” следует понимать как ругательный, мне не близка… рџ™‚
Всё верно! Как раз 0-10% творчества содержится в девелоперастических проектах, которые на сегодняшний день всё больше и больше заполняют российские города (((
Уважаемый г-н “Не Шу, конечно”!
(насчёт ника полностью согласен с Г-жой Шу)
Хотел бы Вас уверить в том. что 90% “труда” не что иное, как настоящщий онанизьм (простите великодушно читатели блога) и состоит он именно в сражении с тупейшими и бесконечно устаревшими строительными нормами, которые по сей день работают в нашей необьятной!
Большинство этих норм нацарапаны в порыве угодить какому нибудь правительственному родственичку, управляющему производством какого нибудь гов-стройматериала.
Если вы считаете эти бесконечные сражения “работой”, то что тут можно сказать?
Мне очень жаль…
Да, услыхали бы зодчие эпохи Возрождения про наши СНиПы ни за что бы не поверили, что такое возможно. Зато их творениями мы восхищаемся до сих пор. А кто через пятьсот лет восхитится лужковской Москвой или матвиенковским Питером?
“Проектирование – 10% творчества, а остальные 90% – достаточно тяжелый и кропотливый труд,” -Непонятно, в чем отличие творчества от труда в проектировании. Это всё один творческий труд. Если плохие СНиПы, то что вы скажете о идущих им на смену регламентах. Более запутанного документа , чем Регламент о требованиях пожарной безопастности у нас похоже не издавалось никогда. Попробуйте по нему определить степень огнестойкости здания. Причин, почему у нас мало достойной современной архитектуры много, и нет смысла о них говорить. Творите вопреки всему. И может вам повезёт с достойным реализованным проектом.
Относительно Техрегламента по пожарной безопасности не совсем согласен .Документ неплохой.Однако трактовка некоторых положений в Сводах правил(Приложения к Регламенту) по пожарной безопасности неоднозначна.В “Мосгосэкспертизе” ,при рассмотрении одного из наших проектов(реконструкция склада продовольственных товаров с административным корпусом),пришлось писать письмо в ВНИИПО и получать разъяснения от разработчика СП.Через месяц,получив ответ ,удалось доказать эксперту,что ряд его замечаний неправомерен.
не могу нигде найти чертежи их проекта театра и художественного центра в Альмере.
У меня сложилось впечатление что деятельность как Госдумы занимающейся законотворчеством, так и прочих гос. органов занимающихся разработкой нормативов подобна росту злокачественной опухоли, она самопроизвольна и злокачественна по своей природе. Сами по себе законы и новые нормативы уже не обеспечивают улучшения качества жизни или повышения безопасности граждан. Максимум что они могут обеспечить так это только рост благосостояния чиновников, пользующихся запутанностью и двусмысленностью законов и нормативов. Но раз эти гос. органы созданы они должны ведь чем то заниматься, должны как то оправдывать свое существование. Они и занимаются.
Строительные правила вместо декларированного добровольного применения являются обязательными при прохождении экспертизы. Вместо сокращения нормативных документов мы получили увеличение. Вместе с созданием СРО создана система удушения малого предпринимательства в проектировании. Сейчас подготовлены поправки в Градостроительный кодекс( минимальная страховая сумма будет 5 млн. рублей в год)
В контекст прекрасно вписались – без особого полета и излишеств !
Скоро Притцкера начнут давать не архитекторам , а девелоперам и градо-
начальникам – тогда – прощай премия !
Если бы существовала премия “За разрушение исторического контекста” – Лужкову с Батуриной не жалко было бы по десять премий каждый год выдавать !
Удивительно почему против СРО никто не протестует? Жаль мало у нас греков! Или хотя бы румынов.
Что же тут удивительного? Нам исторически не свойственно противиться деяниям “свыше”, только шахтеры раз в десятилетие нарушают статистику. Гораздо проще сделать все незаконно, без согласований и утверждений, нежели отстаивать свои права, мы все одинаковые. Ну представьте абсурность акции протеста против СРО в лице 3-х человек (больше просто не пойдут), их даже разгонять не станут, просто сочтут психами.
Ну вот автомобилисты то добились отмены повышения транспортного налога. Обидно конечно что наши архитекторы это нечто аморфное. Терпим когда нарушают наши авторские права, когда государство вынимает деньги из нашего кармана. Вот и плетемся вечно в хвосте у Запада. На что ж еще могут быть способны амебы? При царе, например, многи архитекторы владели собственными особняками и доходными домами, у них был совершенно другой социальный статус. А сейчас, кто такой архитектор? Да никто…
Некое существо которое само себя не уважает.
ТочняГ! рџ™‚