Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Притцкера получили Казуо Седжима и Рю Нишизава (Kazuyo Sejima, Ryue Nishizawa)

текст ©Шу
По меркам архитектурного мира и Казуо, и Рю сравнительно молоды (Седжима родилась в 1956, ее соратник моложе на 10 лет), что знаменует новое понимание притцкеровским жюри формулировки “вручается живым архитекторам”. Прежде она нередко трактовалась в том смысле, что зодчих надо награждать, когда они живы, но не располагают достаточным запасом лет, чтобы внести существенные изменения в свою карьеру…

музей в Нагано, архитектурное проектирование Казуо Седжима и Рю Нишизава (Kazuyo Sejima, Ryue Nishizawa)
музей в Нагано, архитектурное проектирование Казуо Седжима и Рю Нишизава, 1999 г. фото ©Hisao Suzuki

Оба нынешних лауреата полны сил , так что смогут преподнести еще немало сюрпризов, а также – поддаться на искушения и совершить ошибки.  В каком-то смысле это символично: будущее архитектуры сегодня основывается скорее на надеждах, чем на гарантиях.

Однако главный тренд заключается вовсе не в символике, а в прагматике.  Пожалуй, впервые Притцкера получат архитекторы, не занимавшиеся более или менее серьезно теорией архитектуры (декларация куратора венецианской биеннале – не в счет) и  всецело сосредоточенные на практике. Архитекторы, расценивающие заказчика и девелопера не только как источник финансов, но и как часть контекста, с которым архитектура может успешно взаимодействовать.  Люди им не мешают, окружающая их объекты застройка – тоже.

Здание Кристиан Диор в Токио, архитектурное проектирование Казуо Седжима и Рю Нишизава (Kazuyo Sejima, Ryue Nishizawa)
здание компании Кристиан Диор в Токио, 2003г, архитектурное проектирование Казуо Седжима и Рю Нишизава. фото ©Hisao Suzuki
Словом, Седжима и Рю (который, кстати, сначала был ее подчиненным, наемным архитектором), просто-напросто вкалывают и очень стараются. Следы их старательности остаются: хотя все работы очень цельные, ни одна из них не производит впечатления чего-то чудесного, созданного по вдохновению свыше. Возможно, такие объекты у них еще впереди…

терминал в Наошима, 2006 г, архитектурное проектирование Казуо Седжима и Рю Нишизава
терминал в Наошима, 2006г, архитектурное проектирование Казуо Седжима и Рю Нишизава. фото ©Hisao Suzuki

Автор:



уже 19 мнений на тему “Притцкера получили Казуо Седжима и Рю Нишизава (Kazuyo Sejima, Ryue Nishizawa)”


  1. кость says:

    “…впервые Притцкера получат архитекторы, не занимавшиеся более или менее серьезно теорией архитектуры…” теория от практики неотделима, а те кто занимаются намеренно только теорией – это просто бездельники, делающие карьеру за чужой счет.

  2. Shu says:

    Я сначала не собиралась отвечать на этот комментарий, но вынуждена сделать некоторые разъяснения: кость, видимо, пришел с сайта архиру, где поставили ссылку на эту заметочку (за что спасибо), но сопроводили ее довольно странной репликой.
    Во-первых, написали, что премия “недавно вручена”, но она Не вручена, а лишь присуждена – вручение Притцкеровской премии – отдельная цермония, целое архитектурное событие, которое проходит в разных городах мира (Захе Хадид, например, Притцкера вручали в Петербурге).
    Во-вторых, отсутствие теоретических работ (безоценочно) нехарактерно для лауреатов Притцкера – обычно решение жюри сопровождается списком теоретических работ (и списком объектов). И это не только “мнение блоггера” – об этом прямо сказано в речи председателя жюри премии, которую я, прежде чем написать свои 10 строчек, прочитала. Что, на мой взгляд, совершенно естественно.

  3. Vadim says:

    Каламбур в тему:
    У Г-жи Shy прямотаки “кость в горле” )))))

  4. Не Шу, конечно says:

    Десяти строчек недостаточно, чтобы сделать убедительный анализ нынешней ситуации с вручением Притцкеровской премии и донести свое субъективное мнение до читателей. Более того, хотелось бы понять, что Вы хотели сказать следующими словами, цитирую: “Словом, Седжима и Рю (который, кстати, сначала был ее подчиненным, наемным архитектором), просто-напросто вкалывают и очень стараются” и “…хотя все работы очень цельные, ни одна из них не производит впечатления чего-то чудесного, созданного по вдохновению свыше”. Значит, по-Вашему, для создания проекта (а это и рабочие чертежи, и работа с заказчиком, и работа с инженерами, и выдерживание сроков проектирования, и авторский надзор)достаточно вдохновения? По мановению волшебной палочки (то есть – чудесным образом) проект не сделаешь. Проектирование – 10% творчества, а остальные 90% – достаточно тяжелый и кропотливый труд, требующий изрядной доли старательности и вкалывания без выходных(перефразируя Рэма Кулхааса). Работы архитекторов, выигрывающих международные конкурсы – это “следы старательности”? И что “плохого” в прагматике? А ведь прагматика не что иное, как ситуационная этика. В наше время, когда, чаще всего, за заказчиком остается последнее, решающее слово, а за твоей спиной сотрудники фирмы, которым нужно платить зарплату, прагматичность не помешает. К тому же, если быть объективным, проекты фирмы SANAA – образец лаконичности, чистоты линий и пропорциональности, что является неотъемлемой частью японского понимания прекрасного. А пока у нас в стране будут мерить красоту архитектуры водочными павильонами из старых оконных рам или лишенными здравого смысла экзерсисами в стиле классицизма (прошу прощения за гневную “филлипику”), даже бледного подобия органичной архитектуры SANAA мы не дождемся.

  5. Shu says:

    2 не Шу (кстати, нельзя ли выбрать более оригинальный ник?)
    1. Слово “анализ” я не использовала, и вполне согласна, что 10 строчек недостаточно для него. Мне в конце апреля надо сдавать в бумажное издаие статью о нынешнем Притцкере, но и она не будет претендовать на анализ – там просто будет больше объективных фактов и более подробно изложены субъективные сображения. Но писать я ее буду недели 2, а жанр заметки в блоге – новость.
    2. Мне прекрасно известно, что всякий творческий труд состоит на 90% из труда, архитектура – не исключение и я ни словом не обмолвилась о том, что вдохновение все решает. Любезно процитированные Вами строки следует трактовать в том смысле, что в идеале старания, труд, кровь и пот не должны чувствоваться в готовом произведении любого искусства. Еще раз подчеркну – в идеале! Страшный суд, к примеру, не наводит на мысль о том, что Микельанджело его писал, годами лежа на спине и скорчившись, хотя именно так и обстояло дело рџ™‚
    3. Я в смысле вдохновенности сравниваю SANAA не с “водочными павильонами” или неонео-классицистическими экзерсисами. Я вообще, говоря о Притцкере, оставляю за скобками современную российскую архитектуру (“любить, обнять и плакать над тобой”), оглядываясь, как это ни пафосно звучит, на общемировой контекст. Проще говоря – на того же Цумтора .
    Опять же, если у нас в стране будет архитектура, хотя бы отдленно напоминающая то, чем занимаются Седжима и Рю, я буду счастлива.
    В целом мысль о том, что хорошую архитектуру можно только хвалить,не вглядываясь, а любой эпитет вроде “прагматичный” следует понимать как ругательный, мне не близка… рџ™‚

  6. Vadim says:

    Всё верно! Как раз 0-10% творчества содержится в девелоперастических проектах, которые на сегодняшний день всё больше и больше заполняют российские города (((

  7. Vadim says:

    Уважаемый г-н “Не Шу, конечно”!
    (насчёт ника полностью согласен с Г-жой Шу)
    Хотел бы Вас уверить в том. что 90% “труда” не что иное, как настоящщий онанизьм (простите великодушно читатели блога) и состоит он именно в сражении с тупейшими и бесконечно устаревшими строительными нормами, которые по сей день работают в нашей необьятной!
    Большинство этих норм нацарапаны в порыве угодить какому нибудь правительственному родственичку, управляющему производством какого нибудь гов-стройматериала.
    Если вы считаете эти бесконечные сражения “работой”, то что тут можно сказать?
    Мне очень жаль…

  8. ermakoff-67 says:

    Да, услыхали бы зодчие эпохи Возрождения про наши СНиПы ни за что бы не поверили, что такое возможно. Зато их творениями мы восхищаемся до сих пор. А кто через пятьсот лет восхитится лужковской Москвой или матвиенковским Питером?

  9. Александр says:

    “Проектирование – 10% творчества, а остальные 90% – достаточно тяжелый и кропотливый труд,” -Непонятно, в чем отличие творчества от труда в проектировании. Это всё один творческий труд. Если плохие СНиПы, то что вы скажете о идущих им на смену регламентах. Более запутанного документа , чем Регламент о требованиях пожарной безопастности у нас похоже не издавалось никогда. Попробуйте по нему определить степень огнестойкости здания. Причин, почему у нас мало достойной современной архитектуры много, и нет смысла о них говорить. Творите вопреки всему. И может вам повезёт с достойным реализованным проектом.

  10. Игорь says:

    Относительно Техрегламента по пожарной безопасности не совсем согласен .Документ неплохой.Однако трактовка некоторых положений в Сводах правил(Приложения к Регламенту) по пожарной безопасности неоднозначна.В “Мосгосэкспертизе” ,при рассмотрении одного из наших проектов(реконструкция склада продовольственных товаров с административным корпусом),пришлось писать письмо в ВНИИПО и получать разъяснения от разработчика СП.Через месяц,получив ответ ,удалось доказать эксперту,что ряд его замечаний неправомерен.

  11. yury says:

    не могу нигде найти чертежи их проекта театра и художественного центра в Альмере.

  12. ermakoff-67 says:

    У меня сложилось впечатление что деятельность как Госдумы занимающейся законотворчеством, так и прочих гос. органов занимающихся разработкой нормативов подобна росту злокачественной опухоли, она самопроизвольна и злокачественна по своей природе. Сами по себе законы и новые нормативы уже не обеспечивают улучшения качества жизни или повышения безопасности граждан. Максимум что они могут обеспечить так это только рост благосостояния чиновников, пользующихся запутанностью и двусмысленностью законов и нормативов. Но раз эти гос. органы созданы они должны ведь чем то заниматься, должны как то оправдывать свое существование. Они и занимаются.

  13. Александр says:

    Строительные правила вместо декларированного добровольного применения являются обязательными при прохождении экспертизы. Вместо сокращения нормативных документов мы получили увеличение. Вместе с созданием СРО создана система удушения малого предпринимательства в проектировании. Сейчас подготовлены поправки в Градостроительный кодекс( минимальная страховая сумма будет 5 млн. рублей в год)

  14. мила миелович says:

    В контекст прекрасно вписались – без особого полета и излишеств !
    Скоро Притцкера начнут давать не архитекторам , а девелоперам и градо-
    начальникам – тогда – прощай премия !
    Если бы существовала премия “За разрушение исторического контекста” – Лужкову с Батуриной не жалко было бы по десять премий каждый год выдавать !

  15. ermakoff-67 says:

    Удивительно почему против СРО никто не протестует? Жаль мало у нас греков! Или хотя бы румынов.

  16. yury says:

    Что же тут удивительного? Нам исторически не свойственно противиться деяниям “свыше”, только шахтеры раз в десятилетие нарушают статистику. Гораздо проще сделать все незаконно, без согласований и утверждений, нежели отстаивать свои права, мы все одинаковые. Ну представьте абсурность акции протеста против СРО в лице 3-х человек (больше просто не пойдут), их даже разгонять не станут, просто сочтут психами.

  17. ermakoff-67 says:

    Ну вот автомобилисты то добились отмены повышения транспортного налога. Обидно конечно что наши архитекторы это нечто аморфное. Терпим когда нарушают наши авторские права, когда государство вынимает деньги из нашего кармана. Вот и плетемся вечно в хвосте у Запада. На что ж еще могут быть способны амебы? При царе, например, многи архитекторы владели собственными особняками и доходными домами, у них был совершенно другой социальный статус. А сейчас, кто такой архитектор? Да никто…
    Некое существо которое само себя не уважает.

  18. Vadim says:

    ТочняГ! рџ™‚

  19. Pingback: Светлый домик от Казуо Седжима - Новости архитектуры- архиблог Шу

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про news-world

Еще про novosti

Еще про притцкер

Еще про современная архитектура

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта