Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Реновация среды обитания методом вирус-объектов

текст ©Татьяна Решетникова, иллюстрации предоставленыы автором

То, что среда складывается усилиями проектировщиков и населения, очевидно. Но то, что получается в результате этих усилий, всегда непредсказуемо. Во все времена архитекторы и философы создавали бумажные планы идеальных городов – где, в первую очередь, комфортно и безопасно. Революционеры желали разрушить всё старое и возвести на руинах абсолютно новое. В наше время желание обновить город, «отформатировать» его, присутствует практически у всех проектировщиков. Так как же это реализовать? Методом вирус-объектов – точечно, но системно.


Время и место

У каждого временного этапа есть индивидуальный “букет” проблем, которые со временем приобретают цикличный характер. Эти проблемы, с одной стороны, отражаются в архитектурной среде, а с другой – являются продуктом этой среды. Воплощенные градостроительные концепции накладываются друг на друга, город сложно функционирует и самоорганизовывается. Параллельно события, которые возникают в городе – от фестивалей и забастовок до открытия нового пивного ларька, заставляют город меняться. Тем не менее процесс эволюции среды достаточно медленен, неярко выражен в рамках жизни одного поколения, и, зачастую, больше противоречий и проблем создаёт, чем решает.

Вопрос: можно ли запрограммировать архитектурное (пространственное) событие и, впоследствии, систему событий – определенный новый сюжет, который будет разряжать, оживлять, обновлять, реконструировать, модернизировать привычную среду, провоцировать диалог между человеком и средой?
Безусловно, эта система событий призвана решать накопившиеся проблемы города.

Проблемы в городе: уменьшение коммуникации между людьми и гомогенность архитектурной среды обитания человека. Возможное решение

В настоящее время можно выделить целый ряд проблем, связанных, так или иначе, с обесцениванием среды в физическом, эстетическом, психологическом плане. Рассмотрим две проблемы, которые обозначились в современном мире, и которые, предположительно, может решить градостроительная концепция реновации методом неких объектов. Это – уменьшение индивидуальной коммуникации между людьми и гомогенность архитектурной среды обитания человека.

В окружающей человека архитектурной среде присутствуют средовые объекты, способные заметно влиять на существующую городскую застройку, на контекст. Такие сооружения или объекты обладают потенциалом радикального качественного обновления существующей среды.
В дальнейшей работе такие объекты будем называть вирус-объектами.
Вирус-объекты – это обобщающее название объектов, которые конвертируют сложившиеся типы пространств в новые, изменяя при этом формальный образ и список функций существующих территорий и зданий. Действие вирус-объектов эффективно, потому что они привлекают внимание людей, вызывают коммуникацию. Такие объекты явно социальны и априори общественны. Вирус-объекты – это объекты-коммуникаторы – вызывающие общение; объекты-генераторы – вызывающие инициативу радикальных перемен; объекты-конверторы – переформатирующие сложившиеся гомогенные пространства.
Рассмотрим более подробно, как вирус-объекты решают проблемы уменьшения индивидуальной коммуникации между людьми и гомогенности архитектурной среды обитания человека.
Человек помещен в архитектурную среду, он часть общества. Для существования ему необходима коммуникация. Архитектурная среда являет собой мощное средство коммуникации благодаря повсеместности и доминированию. Почему бы не активизировать, усилить или направить эту возможность архитектуры? Именно средовое общение спровоцирует непосредственную коммуникацию (не виртуальную) между людьми, контакт face-to-face, откроет новые возможности, поставит отношения и взаимодействия между людьми на новый, более выгодный уровень.
Индивидуальная коммуникация существует в современном постиндустриальном обществе в ограниченном виде. Именно сеть интернет, СМИ сокращают непосредственное общение между людьми. «Пребывание в обществе» все более и более уменьшается. Безусловно, семья, детский сад, школа, работа остаются как круги общения. Но они довольно ограничены и закрыты. С другой стороны происходит глобализация, размываются границы, человек перестает идентифицировать мир как свой и чужой – степень отчуждения и равнодушия растет. Набирают обороты типы «удаленной» коммуникации, теряются механизмы простых человеческих отношений. Возможно, именно архитектура, благодаря своей статичности, привязанности к определенному месту и может обновить старые связи, восстановить индивидуальную коммуникацию, выровнять доли виртуального и индивидуального общения.
В архитектурной среде может быть применен принцип интернет-блогов – публичных дневников с комментариями посетителей. Общественное пространство – открытое для входа – сюда не требуется регистрация. Это место временного пребывания человека, остановки, может быть определено как форум. Средовой, пространственный блог подразумевает тему или фокус. Фокус не обязательно должен быть тематическим, он может быть, например, эмоциональным. Поскольку блог привязан ко времени, он стремится к максимальной новизне, а поскольку он личностен, новые события осмысляются и получают интерпретацию. Поэтому блоги — хорошая среда для рождения новых идей, а социальное измерение блогов дает этим идеям среду для распространения и роста. В блогах рождается определенность. Соответственно, архитектурные пространства как блоги интересны и богаты на идеи.

исторические здания как примеры вирус-объектов

Вирус-объекты в городе – как источники трансформации городской среды. Рассматривая историю архитектуры, можно с уверенностью сказать, что существовало немало объектов, которые стали формальными, стилевыми манифестами, отправными точками в периодизации архитектуры, тегами (ярлыками): Стоунхендж, пирамида Хуфу, хрустальный дворец Пакстона, Эйфелева башня, центр Жоржа Помпиду, и так далее. Эти объекты стали поворотными пунктами истории архитектуры, возмутителями спокойствия. В настоящее время можно наблюдать сочетание контрастных, абсолютно разных течений в архитектуре, происходит смешение, среда становится эклектичной и, одновременно, однородной. Всё сложнее становится удивить людей, заинтересовать. Поэтому, на данном этапе важно разработать некоторые условия для создания конкурентоспособного, привлекающего внимание объекта.
Принцип вирус-объектов – это контрастность среде. Это, возможно, будет интересно не только проектировщикам, но и коммерческим организациям, корпорациям, которые стремятся создать свою архитектурную, средовую рекламу и брэнд-здания.

Автор:
Страницы: 1 2 3 4



уже 8 мнений на тему “Реновация среды обитания методом вирус-объектов”


  1. Александр says:

    На мой взгляд вирус-объекты могут только незначительно изменить ограниченное пространство. Причем изменение, в большинстве случаев, будет иметь отрицательный результат ввиду невысокого качества исполнения объектов в массовом проектировании и строительстве. Мне больше нравится идея проектирования отдельных фрагментов городской среды. Идея замены урбанизма архитектурой. (Десять тезисов методологии градостроительства О Боигас изложенных в 11 номере проект international)

  2. Зоя Рюрикова says:

    Очень рада появлению Вашей статьи, Татьяна! В феврале защищалась по теме “временные сооружения….”, за “акупунктурное” воздействие подверглась резкой критике за применения “медицинского термина” со стороны высоколобых градостроителей.
    На мой взгляд как не называй эти объекты за ними будущее, а эпоха градостроителей близка к завершению!

  3. Татьяна Решетникова says:

    Спасибо большое за комментарии, уважаемые Зоя и Александр!
    Очень приятно, что статья спровоцировала такие разные точки зрения. Вирус-объект – это просто термин, который означает любое сооружение или организованную пустоту(отдельные фрагменты городской среды), которые изменили ситуацию в социальной и архитектурной среде (даже раздражали общественность), и стали поворотными пунктами в истории – УЖЕ, уже стали (как Эйфелева Башня). Создание маленьких вирус-объектов – это начало большого эксперимента, эти маленькие объекты – киоски, граффити, делириум-объекты… – это подобие генераторов средовых перемен. Они могут сгинуть в жестокой среде, а могут – и нет. – теория нестабильности в действии. Надеюсь, что, в результате эксперимента, получится что-нибудь новое и любопытное. Я – в игре. А вы?

  4. Светлана says:

    Абсолютно согласна с Александром. Цель этой статьи, на мой взгляд, это просто назвать по новому все объекты эпотажа в урбанизированной среде. Такие элементы, как правило, не вписываются в среду никаким образом и их уже огромное множество. Конечно, проще постоить черный дом, чем грамотно вписать в существующую застройку новый объект. И действительно это вирус-объекты, что такое вирус? Вирус – это форма жизни? К сожалению, вирус – это форма смерти.

  5. Vita says:

    Когда вы договариваетесь встретиться с кем-то где-то в городе, как выбираете место? конечно, можно и “на углу 32ого и 45ого авеню”, но скорее всего вы подумаете о каком либо выделяющемся месте-скульптура, вывеска, большой баобаб в парке, и тд. Вот вам и ярко выраженная социальнo интегрирующая функция вирус-обьектов, не говоря о том, что такие яркие городские мини-пространства становятся “точкой отсчета” для определения характера, духа города.

    Не будем вдаватxся в этимологию слова “вирус”. Это новый организм, который входит в уже существующую ткань в данном случае города и может либо “убить”, либо возродить умирающую, однородную среду. В большинстве случаев вероятность “возрождения” более велика, так как в данном случае возрождению способствует любая контрастная, пусть даже эксцентричная и даже (тем более) диссонирующая деталь. Такова психология масс, даже критикуя, общество создает популярность обьекта, PRит, так сказать.

  6. Варвара says:

    Здравствуйте, Татьяна!
    Я сейчас учусь на 6 курсе МАрхИ и пишу диплом о различных методах реновации городской среды, Ваша статья меня очень заинтересовала и дала много полезной информации. Есть небольшая просьба – нельзя ли посмотреть последнюю иллюстрацию в более крупном размере? Мне очень нужны подписи к картинкам, но я не могу их разобрать.
    Заранее спасибо!

  7. Tatiana Reshetnikova says:

    Варвара! Ответила Вам на е-mail :))

  8. Pingback: Лекция Хироси Ота в галерее Вхутемас - Лекции и семинары- архиблог Шу

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про Татьяна Решетникова

    поделиться вконтакте
    подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта