Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Не пропусти, Россия!

автор статьи – Елена Вольгуст 

Вспоминать о цензуре, безусловно, неприлично. Поэтому пусть все несущееся с экрана скачет на том могучем коне, которого не остановить на скаку ни одной из легко входящих в горящую избу. Однако, мне кажется, пора ввести в оборот термин: телеуголовщина. Объясню.


Понять, по какой из причин многие бодрствуют в час между волком и собакой — не дано. Возможно лишь предположить, что на подъеме  в это время суток люди влюбленные друг в друга или творческий труд.  Остальным по большей части — не можется. Они вправе ждать: телевизор отвлечет. От болезней, одиночества и даже экзистенциальной тоски. Но на экране в это время суток лоховикторина. Ругать тех, кто желает дозвониться и ответить полураздетой девушке на вопрос, что же получается после умножения цифры 2 на цифру 2 (сложнее вопросов нет) — не стану. Сумеречное сознание или, напротив, желание выказать мизер ума, надежда подправить материальное положение мерцающими на экране суммами и т.д. Но дозвониться в эфир легко, потому что бесплатно, можно лишь психологу в скучнейшую передачу Первого канала «Доброй ночи». В ночном же лохотроне всегда «пи-пи-пи». Наполняемые еженощно зрительскими суммами теленаперстки таких размеров, рядом с которыми грядущая «Газпром башня» —  пигалица. Но остановить телеразбой дело, конечно, страшно убыточное. Мечтаю увидеть лицо, манеру речи того, кто придумал и кто дал добро каждые полчаса кричать нам с экрана: «смотри Россия, танцуй Россия, жди Россия, не пропусти России и т.д». А дальше мой совет: читай Россия! Рекламу в вагонах метро: «Яйца синявинские особо крупные. Дай Бог каждому!» Дело не в ожидании пушкинских строф от охрипших пиар-воронов. Но между высокими строчками и откровенным плебейством зазор-то велик.
Или вот вспомним бег с олимпийским огнем. Пронесли, в отличие от парижан без урона чести, сучков на пути и задоринок. Но отделаться от ощущения, что ни «Калинка—малинка», ни «… ай люли—люли», ни «Подмосковные вечера» с   Надеждой Бабкиной и ансамблем «Русский сувенир» категорически не идут Дворцовой площади, не получается. Или кто-то вновь озабочен непременной смычкой города с деревней?
Стилистически в данную колонку не монтируется разговор о фильме Константина Лопушанского «Гадкие лебеди». Зато легко открываются «Консервы» Егора Кончаловского. Художник в многочисленных интервью с вальяжным удовольствием повторял (не понимая, что далек он от Голливуда, как утконос от лани) слово «экшн». В его режиссерском видении западный прием выглядит так:
Грязь,  виски, горы,  пещеры, самосвалы, киллер, ребенок, мордобой, снег, туннель, лодка,  тюрьма, зэки, взрывы, машины, пожары, трупы, теща, Галибин, качели, зона, журналист, Верещагин, солдаты, офицеры, генерал, погоны, оборотни, золотые цепи, кровь, золотые перстни, Серебряков, золотые фиксы во всю пасть, железная дорога, ор, выпученные глаза, обращенные к Богу речи, прыщи на коже, Шакуров, горилка, стрингер, уран, камин, щетина, волосатые ноги, трусы, голое  женское тело, галлюциногены, фунты, стерлинги,  Башаров, консервные банки, обрыв пленки, золотые слитки, скрежет, собственная жена в главной роли, сам в эпизоде, интонации Брежнева, белые одежды. 
Из этих ингредиентов,  согласитесь, можно состряпать сюжет, представить себе некую историю про наше страшное все, и даже подумать: закручено лихо. Но на экране ничего подобного, то есть внятного, не случается. Бессмысленный и беспощадный по отношению к известным актерам набор крупных планов – единственное, что прекрасно получилось в этом «кинце» (именно так аттестовал свою ленту создатель). Мы бы, может, и рады были бы в очередной раз увидеть шквал огня, и пиф, и паф, сосредоточенный глаз киллера, вскрикнуть: «Ой, убили! Изловят ли? Любит ли она его, мученика? Ах, не любит, сука! И этот мерзавцем оказался, а мы думали…». То есть испытать хоть какие-то эмоции, пусть и никчемно-примитивные. Но фарш Кончаловского – мертвая еда. Сказать же клиповая нарезка – отвесить комплимент.
Этой же теленочью вновь мелькнул клип «Сам ты Наташка» в исполнении группы «Шпильки». Каждый раз думаю о том, как же он гармоничен.  Там все замечательно: и море, и девушки-блондинки с их неподкупностью в сочетании с полной свободой от одежд, и турок, ведомый желанием прилечь с каждой из них, а затем со всеми скопом. Честная, яркая пошлость, исполненная доходчивого смысла!
Телевизор поставил Россию перед  выбором: «Апостол» с Евгением Мироновым или «Две сестры» с Юлией Теплуховой.
Нетрудно догадаться, кого выбрала я. Но об «Апостоле» — позже.

Автор:



уже 5 мнений на тему “Не пропусти, Россия!”


  1. Vadim says:

    Уважаемая, Елена !
    Насчёт цензуры даже не знаю. И вроде что-либо делать необходимо, но с другой стороны “Хотели как лучше, а получилось, как всегда”. Вот если-бы эту цензуру делали действительно культурные люди, то ДА! Однако в нашей стране это невозможно. Цензура-кормушка.
    У нас культурным быть не модно и не пристижно, зато модно наоборот.
    А чего ждать от страны, в которой ещё 20 лет назад большинство людей поклонялось не богу, а заведующим складам с продовольствием и разным барахлом?…
    Слишком мало времени прошло, чтобы культура вернулась в богом забытую страну.
    Подождём…

  2. Елена says:

    Уважаемый Вадим! Так я ведь и говорю, что о цензуре вспоминать неприлично. И далее см. текст. Цензура в нашей стране всегда превращается в дубину, а до САМОЦЕНЗУРЫ каждого в отдельности расти и расти…

  3. Vadim says:

    Уважаемая, Елена !
    Лучшая цензура, когда зритель САМ просто уходит с плохих каналов. Я с этим полностью согласен. Однако у нас сильно перекошены понятия, что хорошо, что плохо.
    На мой взгляд сегодня основная проблема состоит в столичной идеологии, которая использует медиапространство примерно также, как фашисты во время войны громкоговорители из, которых: “Русский Ваньюшька! Переходи на неметский территорий ! Будещь кущьять белий булька!”.
    Созаётся образ “Московской Мечты”.
    TV, радио – это рупор для всей страны.
    Мегаполису необходимы рабы. Рабам необходима еда и зрелища. Рабы необразованы. Поэтому сложно и изыскано они не поймут. Нужно попроще и позрелищней.
    По образу и подобию “Американской Мечты”.
    Колоссальное количество необразованного народца в погоне за мечтой устремляется в столицу нашей Великой.
    То высшее образование, которое сейчас покупается на протяжении нескольких лет учёбы в ВУЗе ОБРАЗОВАНИЕМ, к сожалению не является. Столице необходимо “свежее мясо”.
    Дальше, промыть мозг и удержать. Идеология. СМИ.
    Те дяди и тёти, кто это устраивает имеют счета в заграничных банках, а своих детей отправляют учиться подальше. Правла бывают и оболтусы, которые тусят круглые сутки. Бабло, вечеринки, и.т.д.
    Я не хочу обижать настоящих талантливых молодых ребят, которые едут за иным, но что им приходится пройти? Стоит-ли это их мечты? Разве кто либо скажет им правду? Зачем? Если скажет, то не приедут.
    А кто продолжит столичный вертеп? А вдруг и другие не поедут?
    Кому тогда барахло продавать за 500 – 5000% от его стоимости?
    Экономика.
    Рынок.
    Вложи деньги в отупение народа и получишь десятки и сотни процентов прибыли.
    Очень выгодно.
    Нет необходимости повышать качество.
    Метод?
    Медиа!
    Из Москвы на всю страну!
    Есть побочные эффекты?
    Ага! Дети тупеют. Ну и пусть тупеют. Те, кто в Лондоне учится, не отупеют.
    Грустная картина….

  4. Елена says:

    Уважаемый Вадим!
    Я не склонна обвинять во всех смертных столицу нашей РО, поскольку нападки эти приблизительно такие же, как нападки многих из самой же Москвы, а за ней миллионов на всей территории нашей РО на Америку, иноземцев, евреев и гомосексуалистов. Специального коварного плана по оболваниваю народа нашего могучего не усматриваю. Все течет, как течет по совокупности разнообразных причин. Кстати, если вернуться к ТВ, то хорошего и полезного в ящике тьма: от любой передачи Канала культура до канала «Звезда». К тому же можно подсесть на «Планету животных» и ни о чем, кроме отношений между тиграми и косулями не думать. А в реальной жизни стараться (каждому) прилично работать и прилично же себя вести. Авось по совокупности такого поведения что—нибудь да изменится. К лучшему. А нет, так придется «донашивать» то, что есть в нашем общем гардеробе.

  5. Vadim says:

    Уважаемая, Елена !
    Насчёт “Культура” и “Звезда” полностью согласен!
    Есть ещё “Евроньюс”, “Эксплорер”, “Дискавери”.
    Я про массовые эфирные каналы.
    Вот они-то дорвались !
    рџ™‚

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта