Архитектура после стиля | |
НАПРАВЛЕНИЯ | |
ПРОЕКТЫ | |
ИНТЕРЬЕРЫ | |
ДИЗАЙН | |
ТЕХНОЛОГИИ | |
КОЛЛЕКЦИИ | |
МАСТЕРСКИЕ | |
Новости архитектуры |
|
Архипаноптикум | |
СВЯЗЬ С НАМИ | |
О САЙТЕ |
архитектура после стиля >>Богуслав Витковский
Кризис градостроительства обнаружился еще в прошлом веке. Именно тогда лидеры мастерской Coop Himmelb(l)au пришли к выводу, что современный город неизбежно станет фрагментарным и задача архитектора в такой ситуации – организовать каждый доставшийся ему для проработки объект как мини -город. Польский архитектор Богуслав Витковский, признанный знаток японской и вьетнамской традиционной архитектуры, использует в решении этой проблемы принципы, отшлифованные тысячелетней культурой Востока…
Богуслав Витковский родился и окончил университет в Польше, но живет и работает в Бельгии, где в 1989 году основал собственную мастерскую, изначально ориентированную на градостроительное проектирование.
Ненавистная многим глобализация на самом деле дает зодчим шанс реализовать на практике свои замыслы – не в соседнем городе, так на другом конце планеты. И архитектор этим шансом воспользовался: непрестанно участвуя в международных конкурсах, он заполучил весьма интересные заказы не только в Бельгии, но и в Испании, Ираке, Польше и даже Габоне. Например, Витковский приложил руку к проектированию международного аэропорта в Барселоне.
Богуслав Витковский видит город как японский сад: он не привязывает объекты к рельефу, а превращает сам мегаполис в рукотворный рельеф. Идейно такая структура связана с органической архитектурой. Продуманная «хаотичность» застройки создает гуманный и естественный образ города, который инстинктивно воспринимается как часть природы. При этом речь не идет о полном отказе от проектировочных схем, способном вызвать пробуксовку архитектурного конвейера. Просто морально устаревшие схемы заменяются новыми, которые вполне можно тиражировать. Конечно, интеллектуальные затраты при таком подходе неизбежно повышаются. Но вместе с ними растет и статус архитектора, вовзвращающего себе роль строителя мира.
Концепция Витковского может быть особенно плодотворной, когда проектировщик сталкивается с реновацией депрессивных городских территорий или реконструкциейей исторических сооружений. Вместе с тем, она легко проецируется на новостройки, которые при существующем положении дел, независимо от ценовой категории превращаются в «гетто», суррогат настоящего города. И хотя архитектор с исчерпывающей ясностью выразил свои мысли в проектах, мы не преминули задать ему несколько вопросов, чтобы посетители формы могли познакомиться с Богуславом поближе:
Ф. Вы руководитель мастерской. Трудно совмещать административную работу с творческой?
Я работаю как одинокий и бедный «архитектор-самурай», которому помогают продвинутые молодые архитекторы (Cezary Kotowicz, Marek Morawski, Piotr Wagner), супер-инженеры (Geprge Krawczyk, Tim Thornton and BarneyJordan из компании Ove Arup), иногда – художники, например - Ludmila Armata или историки, а также археологи (Philippe Smolarsky)… И мой сын Олаф – он изучает информационные технологии и занимается расшифровкой узелковой письменности инков. Каждый вносит вклад в общее дело, и благодаря помощникам я чувствую себя сильнее.
Ф. Известно, что Вы не только изучаете, но и пропагандируете японскую архитектуру: например, в прошлом году Вы вместе с Кенго Кума провели в Токио мастеркласс для молодых архитекторов. Чему, по Вашему мнению, мы можем научиться в Японии?
Б.В. - Вообще-то восточные народы обожают западную архитектуру – достаточно взглянуть на банки и другие офисные здания, построенные в 19 – 20 вв. в Токио. Такая же ситуация и во Вьетнаме – как в Ханое, так и в Сайгоне. На востоке ценят европейскую кухню, японских жен и французские дома. А для меня, напротив, традиционный татами- дом является самым современным и «устойчивым» - благодаря гибкости, присущей модульной деревянной структуре – прозрачной, светлой и открытой. В проектах Osaka Suspended Gardens и Brussels Hills on the Beach я стремился продемонстрировать, что в третьем тысячелетии подобная гибкость может придать новое качество градостроительному планированию. Я думаю, что экологически чистые материалы (дерево), дозированнное применение наиболее совершенных систем остекления и стальных конструкций, непременно в сочетании с растительностью и, что особенно важно – творческим воображением, изменят к лучшему морфологию города.
Ф. Мы проводили опрос, и выяснилось, что посетителей сайта более всего интересует архитектура будущего. Что Вы думаете об этом?
Б.В. - Архитектура будущего должна быть ответственной, исполненной фантазии и, вместе с тем, отзывчивой к технологическому прогрессу. Но опасно не заботиться о планете, на которой мы живем: будущее земли – это наше будущее. Я лично оптимист, но меня пугает зверь, притаившийся в человеческой натуре. Наши проекты, такие как школа Bockstael в Брюсселе, «Висячие» сады в Осаке и Брюссельские холмы – это архитектурный манифест: внимание к природе лежит в основе новой организации городов и предопределяет их будущее.
Ф. Еще один вопрос, связанный с направленностью нашего сайта: зачем нужно участвовать в архитектурных конкурсах?
Б.В. - Все очень просто – в каждом международном конкурсе вам приходится погружаться в исследования, которые совершенно необходимы для развития градостроительных и архитектурных замыслов. Нащупывая острые темы и сложные ситуации, конкурсы часто становятся неотъемлемым инструментом профессионального совершенствования. Взгляните на Энтони Предока, Тойо Ито или Кенго Кума – поразительно, как каждый их проект, даже самый маленький, обогащает человечество!
В нашей галерее можно посмотреть другие проекты Б.Витковского (реконструкция каменоломни и односемейный дом в Бельгии)
Вы можете задать Богуславу Витковскому вопрос или высказать свое мнение прямо на этой странице - достаточно написать в правом окошке текст (в левом - имя или ник), и нажать на кнопку.