Архитектура после стиля | |
НАПРАВЛЕНИЯ | |
ПРОЕКТЫ | |
ИНТЕРЬЕРЫ | |
ДИЗАЙН | |
ТЕХНОЛОГИИ | |
КОЛЛЕКЦИИ | |
МАСТЕРСКИЕ | |
Новости архитектуры |
|
Архипаноптикум | |
СВЯЗЬ С НАМИ | |
О САЙТЕ |
архитектура после стиля>>американское зодчество
Текст - Светлана Аркинд
Всемирный птичий центр. Проект Lake Flato Architects
Американский институт архитектуры (AIA) огласил список объектов, удостоенных в этом году одноименной премии. Как известно, архитектура США прославляется преимущественно за счет импорта архитекторов из Европы, и служит маяком разве что для московского мэра. Тем не менее постройки, снискавшие награду, могут быть для нас интересны. Во-первых, потому что Америку мы пока не перегнали, а во-вторых, оттого, что здания-призеры в подавляющем большинстве представляют собой вместилища для образовательных учреждений. Построенные, между прочим, в глубинке…
Трогательное внимание заокеанских проектировщиков к воспитанию имеет, разумеется, и прагматическую подоплеку. В стенах учебных и просветительных заведений закладываются вкусы и предпочтения потенциальных заказчиков. Кроме того, «образовательная» архитектура – прекрасный полигон, на котором одновременно обкатывается целый комплекс решений, связанных с функциональностью, экономикой и эргономикой пространства. Впрочем, эта тема глубокая, и к ней целесообразнее специально обратиться в обозримом будущем. А пока вернемся к нашим лауреатам. Всего их одиннадцать, причем возглавляют список произведения, не относящиеся к просвещению в традиционном понимании процесса.
Первым идет мемориал в Берлине, посвященный памяти убитых во время холокоста евреев. Его спроектировала хорошо известная и за пределами Штатов мастерская Eisenman Architects. На заброшенном участке неподалеку от стены, разделявшей Восточный и Западный Берлин, установлены бетонные стелы. По длине и ширине они одинаковы, но их высота колеблется от нуля до четырех метров. Примитивная упорядоченность памятника символизирует опасность социума, уничтожающего индивидуальность. И хотя мемориал был обречен на лавры из соображений политкорректности, нужно заметить, что мертвящая сущность бюрократического насилия выражена в нем предельно внятно.
Следующий объект – совсем из другой оперы. Частная резиденция Spencertown House, плод творческих усилий мастерской Thomas Phifer and Partners ничего особенного не выражает, зато отражает стремление богатого владельца к слиянию с природой, причем посредством вполне современной архитектуры. Дом предназначен для совместной жизни самого заказчика и его взрослых отпрысков с семьями. По существу, речь идет о нескольких особняках, соединенных общим внутренним двором, перекрытым раздвижной кровлей. Насколько можно судить по фотографиям, постройка вполне пристойна и заслуживает награды хотя бы за качественную привязку к ландшафту.
За этими архитектурными редкостями тянется целая череда объектов, связанных с наукой, искусством и прочими благородными занятиями. Преимущественно местных и нередко – совсем недорогих. И тут начинаешь понимать силу американкой региональной архитектуры.
Скажем, мастерская Lake | Flato Architects, премированная за « Всемирный птичий центр». В ее составе 50 архитекторов, из них 17 – лицензированных. А портфолио такое, что глаза разбегаются: кампусы и музеи, медицинские учреждения и общественные центры, производственные здания и жилье. И все это построено не где-то за горизонтом, а в пределах родного Техаса. Характерное для Flato экологическое направление не отпугнуло даже тех, кто заказывает высотные постройки. Просто обзавидуешься. Возможно, поэтому жюри осмелилось наградить объект, состоящий из небольших деревянных ангаров, притулившихся на окраине заказника. И правильно сделало: скромные постройки радуют образностью – ассоциация с фургончиками, в которых жили первопроходцы, приходит на ум даже иностранцу.
А вот совершенно другой пример: входящая в сотню крупнейших североамериканских мастерских Gould Evans Associates. Ассоциация базируется в Канзасе, располагает офисами в семи штатах и проектирует мегаплексы, в том числе – для города Нью-Йорка. Но в список победителей попала благодаря зданиям библиотеки и общественного центра, воздвигнутым в Фениксе (Аризона). Чистый, как из учебника, модернизм, ни малейших поправок на провинцию и глубокое уважение к социальной миссии архитектуры: горожане, посещающие эти учреждения, не будут чувствовать себя людьми второго сорта. И вместе с тем, здания четко вписаны в контекст и ландшафт, а потому, несмотря на простоту, воспринимаются как вполне уникальные.
Отличившиеся институтские постройки на самом деле, скорее, «достройки» - новые кампусы и лаборатории возникают на территории давно действующих колледжей и высших школ. Что, ясное дело, не упрощает задачу, а совсем наоборот. Здесь наибольшую изобретательность, пожалуй, проявили архитекторы из Steven Holl Architects, дополнившие здание 1937 года флигелем, буквально вступившим в реку. Нью-Йоркские зодчие, всегда творившие с оглядкой на деконструктивизм, до недавнего времени получали заказы преимущественно на жилые дома. Однако им удалось спроектировать музей в Пекине, после чего, как водится, их приобщили к публичному объекту и на родине. Фирменные асимметричные окна в данном случае пришлись как нельзя кстати: помещения школы органично делятся на «слепые» и залитые светом.
Совершенно закономерно в листинг попал знаменитый Morphosis. После того, как основатель и идеолог мастерской получил Притцкера, дела у нее пошли в гору. Понравившийся AIA кампус, как минимум, свидетельствует о том, что у «морфозисов» развязаны руки. Он похож на бумажную архитектуру или клаузуру, хотя существует на самом деле. Правда, в Лос Анжелесе, где экзотическими формами никого не удивишь
.
Вопрос ротации важен для всякой премии, вручаемой профессиональным союзом. Он непрост: в любой стране есть архитектурные компании, из года в год получающие выигрышные заказы в силу действительных или мнимых заслуг. Нельзя сказать, что у Американского института архитектуры все идет гладко – многие лауреаты всплывают ежегодно. Но справедливости ради нужно отметить, что награждают их в разных номинациях и за разные объекты. Есть успешные мастерские, которые получали исключительно поощрительные премии, пока не доросли до основной. Есть мощные фирмы, которым удается получить от AIA только бизнес-награды. Словом, соблюдаются некоторые приличия. Но важнейшее отличие американской премии от родного «Зодчества» заключается не в этом. Зеркало нашей архитектуры из года в год отражает ее прискорбное разделение на столичную и остальную. В Штатах такого нет.
Другие объекты, удостоенные архитектурной премии , можно посмотреть в галерее, в альбоме "Премия AIA - 2007". Для справки приводим также полный список объектов-лауреатов:
Memorial to the Murdered Jews of Europe, Berlin, Germany
Eisenman Architects
Spencertown House, Spencertown, New York
Thomas Phifer and Partners
Canada’s National Ballet School: Project Grand Jete, Stage 1: The Jarvis Street Campus, Toronto, Canada
Kuwabara Payne McKenna Blumberg Architects/Goldsmith Borgal & Company Limited Architects in Joint Venture
Meinel Optical Science Research Building, Tucson, Arizona
richard + bauer architecture
World Birding Center Headquarters, Mission, Texas
Lake|Flato Architects
University of Michigan, Biomedical Science Research Building, Ann Arbor, Michigan
Polshek Partnership Architects, LLP
Palo Verde Library/Maryvale Community Center, Phoenix, Arizona
Gould Evans Associates, L.C. + Wendell Burnette Architects
University of California, Merced Central Plant, Merced, California
Skidmore, Owings & Merrill LLP
Solar Umbrella, Venice, California
Pugh + Scarpa
Dr. Theodore T. Alexander Jr. Science Center School, Los Angeles, California
Morphosis
School of Art and Art History, University of Iowa, Iowa City, Iowa
Steven Holl Architects, with associate architect Herbert Lewis Kruse Blunck Architecture