Текст: Александра Дружелюбская
Фото: Юрий Селиванов
|
"человек не принадлежит себе, и он |
Очень сложно в конце второго тысячелетия придумать или изобрести что-нибудь новое, а особенно - в искусстве. Ведь все новое - это хорошо забытое старое. И в нашем случае новое искусство родилось из ненужных, заброшенных вещей. Нечто подобное уже знал мир в 1950-60-х годах, в так называемой "джанккультуре", которая в пестроте мусорного материала видела законченную композицию случайностей. Но тогда это искусство не получило своего развития в России, впрочем,как и сейчас - Юрий Селиванов творит и воплощает свои идеи, в основном в Германии, в поместье у своих друзей.
Юрий Селиванов со своей дочерью Машей приветствует читателей из своего "космического корабля". |
В качестве исходных материалов берутся абсолютно разные вещи, будто бы случайно попадающие под руку мастеру: от выброшенного корпуса пылесоса до огромных силосных башен. Но фантазия и мастерство художника превращают эти предметы в любопытные арт-объекты.
Скульптурная композиция "SILOS-STEP TWO" на фоне окружающего ландшафта. |
Эти композиции настолько гармонично преобразованы, что постороннему
человеку не под силу разгадать всех составляющих: гирлянды цветных лампочек,
оптические линзы в "драгоценной" оправе, покрытые металлической патиной
долгой жизни сложные механизмы. Неся в себе и серезно-концептуальную,
и кичево-ироничную нотку почти все они выглядят, как ювелирные украшения
нашей земли.
|
Башни в ночном пейзаже. |
Действительно, для межгалактических пространств такие вещицы вполне могут стать удивительной драгоценностью, заключающей в себе некую информационную систему нашей цивилизации. Ржавые трубы и металлические решетки под рукой мастера выстраиваются в мегаполис сложных человеческих жизней. Так родился "Манхеттен", пришедший из ностальгических рассказов китайской хозяйки немецкой фермы, долго жившей в США.
"Манхеттен", 1997 |
Юрий же своей работой попытался сгладить ее сельские будни на неметчине, соорудив этот город в миниатюре, как напоминание об иной урбанистической цивилизации. На этой же ферме, вместе с немецкой живностью, пасутся и питомцы Юрия Селиванова - железные быки и коровы из труб и бочек, вызывающие неподдельный интерес мясомолочных сородичей и их воспитателей в лице немецких фермеров. Вообще образы животных, которые, если можно так сказать, живут ради людей (т.е."на мясо"), одна из актуальных и любимых тем в творчестве Юрия. В ней он воплощает свою идею установления памятника нашим кормильцам. На тех же полях Юрий Селиванов и Кo устраивают феерические представления. Роль подмостков здесь исполняют, опять же, бывшие и никому не нужные силосные башни.
Концерт и перформанс питерской группы "ДОСТОЕВСКИЙ ИДИОТ" на открытии скульптурной композиции. 10 сентября 1999 г. |
Поставленные с ног на голову, расцвеченные витражными окнами и "ночным неоном", они превращают огромные поля в космический аэродром для межгалактических кораблей. Теперь жители немецких окрестностей живут, как в сказке, ожидая посадки на их земли инопланетных гостей, влекомых сюда этими неведомыми строениями. Так что можно сказать, вопреки известной поговорке - не все то немцу смерть, что русскому хорошо.
"Часы", 1995
"Деревенская девушка", 1998
"Король и его слуги", 1998