Кофейный столик в колониальном стиле
от
студии дизайна «Glass&Water»
дизайн>>дизайн мебели>>кофейный столик в колониальном стиле
Автор идеи: © Вячеслав Переверзев, дизайн © Алена Василенко
Предметный дизайн, как известно - это не только образное и эргономическое решение. Технологический аспект играет не менее важную роль, особенно в России и других странах, похожих по материальной базе: у нас дизайнеру часто приходится изобретать велосипед. Точнее говоря - дизайнерам приходится изобретать один и тот же велосипед многократно. Именно поэтому статья Вячеслава Переверзева, посвященная, в сущности, не столько кофейному столику, сколько применению акрила в дизайне, может быть интересна читателям Формы.
К созданию проекта привела попытка повторить технологию, при которой в массив листового акрила помещаются различные предметы: от банальных монет в блюдцах возле кассового аппарата и базарных безделушек для ключей и телефонов, до дорогой европейской мебели. Например, стульев, сидение и спинка которых выполнены из 5-ти миллиметрового акрила, в средине которого находятся стебли растений, листья и т.п.
И эта мысль хранилась в том отделе сознания, который называется «заметки или информация к размышлению» пока на глаза не попалось описание клея Acrifix 190.
Оказалось, что знакомый практически с детства клей - не что иное, как двухкомпонентный реакционный клей на метилметакрилатной основе. А метилметакрилат при полимеризации, происходящей при отвердевании, превращается в
полиметилметакрилат, т.е. тот самый
акрил, в который мы и хотели научиться помещать предметы. Особенность в том, что Acrifix 190 отвердевает при добавлении катализатора, в отличии от Acrifix 192 который отвердевает при воздействии ультрафиолетового излучения.
Появилась идея попробовать новую для нас технологию на конкретном изделии по нашей любимой схеме:
креативная идея + интересная технология + проработанные дизайнером формы и пропорции + немного пафоса в виде фурнитуры из драгоценных металлов = моральное удовлетворение. И вписаться в тот сегмент рынка, где мы себя прекрасно чувствуем – между технологиями и искусством...
Концепция заключалась в том, чтобы сделать деревянный кофейный столик в стиле, близком к колониальному и в столешницу «врезать» 25-ти миллиметровый экструзионный акрил. Создать интересный эффект, под лист акрила подложить цветное изображение с кофейными зернами, а в сам акриловый массив залить зерна кофе. Поскольку плотность акрила 1.19 акриловая столешница работает как линза и искажает пространство, воспринимаемое глазом. А кофейные зерна, расположенные внутри массива, дополнят общую картину и добавят изображению глубины. Добавить в изделие фурнитуру из ювелирного серебра или ювелирного серебра с позолотой, выполненную под заказ.
рендеры столика можно уведичить
Перед техническими специалистами студии возник ряд проблем:
Клей Acrifix и катализатор слишком дорогие, чтобы из них полностью вылить столешницу. И хотя изделие эксклюзивное (предполагалось изготовить его в одном экземпляре), да и не в наших правилах экономить на материалах каждую копейку в эксклюзивных вещах, мы посчитали такие затраты неоправданными.
Именно поэтому было принято решение выполнять столешницу из последнего в размерном ряду по толщине
экструзионного акрила. Фрезеровать в листовом акриле «стакан» под зерна кофе и именно его заливать акрилом. Поскольку фреза оставляет шероховатость, проходя массив, были опасения, что после заливки останется видимым переход между массивом и «стаканом». Мы предположили, и это подтвердилось, что из-за высокой проникающей способности метилметакрилата, он заполнит микроскопические выступы и впадины и переход будет абсолютно незаметен.
Вторая проблема, которая возникла – большая величина усадки акрила при полимеризации. При заполнении до краев фрезерованного «стакана» жидким акрилом после полимеризации оказывалось, что практически 1/5 материала в стакане не доставало. Специалисты студии «Glass&Water» предложили на фрезерованный стакан перед заливкой тем же клеем наклеить акриловый бортик, который компенсирует усадку. А после полимеризации срезать его и отполировать.
Третья проблема, о которой часто упоминали сотрудники организаций, работающих с акрилом – пузырьки воздуха, которые останутся в залитом акриле. В ходе экспериментов обнаружилось, что как бы аккуратно не смешивался акрил с катализатором, пузырьки воздуха все равно попадают в жидкий акрил. Крупные пузырьки выходят, мелкие нет. На помощь пришел закон Архимеда и университетский курс гидравлики. Для того, чтобы вывести пузырьки воздуха из жидкого акрила (плотность которого в жидком состоянии напоминает плотность свежего мёда,) надо создать разряжение над жидким акрилом. Поскольку жидкость не работает на растяжение, а газы работают, пузырьки увеличиваются в объеме при этом, архимедова сила, действующая на них, также увеличивается, вытесняя их наружу.
И последняя проблема – жидкий акрил довольно агрессивный. Искусственный лист растения, залитый в ходе эксперимента, прореагировал с акрилом. Началась бурная химическая реакция с повышением температуры и выделением дыма. Лист практически «сгорел» в акриле. В это случае есть два варианта решения проблемы – подбирать материалы, инертные в отношении акрила, что ограничивает возможности применения технологии. Или использовать защитные покрытия для заливаемых в акрил предметов.
Поскольку нас интересовало не столько изделие, сколько возможности применения технологии и практические проблемы, возникающие при ее использовании, проект так и не был реализован как готовое изделие. Все интересующие нас вопросы были раскрыты в ходе многочисленных экспериментов на акриловых заготовках, аналогичных столешнице, намеченной для этого столика.
Дизайн и технология, а также - рендеры - дизайн-студия «Glass&Water». Текст написан специально для архитектурного журнала Форма Вячеславом Переверзевым. Воспроизведение запрещено.