Форма - портал для архитекторов и дизайнеров
архиблог  конкурсы  галерея   каталог  объявления  форум 

Генеральный план Петербурга - план, который всегда с тобой



В Комитете по градостроительству и архитектуре прошла серия рабочих совещаний по различным аспектам разработки Концепции генерального плана Санкт-Петербурга.
Коллектив разработчиков генплана под руководством академика архитектуры В. Ф. Назарова представил главному архитектору Санкт-Петербурга материалы Концепции: графическую экспозицию общей площадью 90 кв. м и тома аналитических исследований и пояснительных записок, в создании которых, кроме ЗАО “НИПИГрад”, принимало участие 29 субподрядных организаций. Кроме того, планируется выпустить в свет альбом “Площадки первоочередных преобразований” и фильм, иллюстрирующий основные положения генплана.
Концепция генерального плана опирается на 256 показателей, определенных КЭППиТ в рамках разработки прогноза социально-экономического развития города. Базовые показатели (численность населения, структура занятости, вектора развития основных отраслей и др.) уже прошли апробацию в структурных подразделениях Администрации, а так называемый “оптимистический вариант развития” одобрен Правительством города в июне 2003 года.
По этому варианту в 2025 году в Санкт-Петербурге будет проживать по-прежнему 4,8 млн. человек. Впрочем, при расчете потребностей в объеме жилого фонда градостроители учитывают не только постоянное население, но и временное, численность которого сегодня составляет 250 тыс. человек, а в перспективе, по прогнозу специалистов миграционной службы, может увеличиться до полумиллиона. Исходя из принятой нормы обеспеченности (30 кв. м на одного резидента Санкт-Петербурга и 10-12 кв. м на одного временно проживающего), ориентировочный объем жилого фонда на 2015 год должен составить 125-130 млн. кв. м, а на 2025 год – 150 млн. кв. м.
В настоящее время объем жилого фонда в Санкт-Петербурге составляет 94-95 млн. кв. м, причем 60% его (50-55 млн. кв. м) нуждается в реконструкции. В Концепции генплана рассматриваются и сравниваются несколько сценариев развития, которые различаются, в числе прочего, и соотношением между планируемым объемом реконструкции и нового строительства. Структура занятости трудоспособного населения Санкт-Петербурга видоизменится. Экономисты прогнозируют некоторое сокращение числа работающих в промышленности и сельском хозяйстве и отмечают тенденцию к росту занятости в сфере обслуживания и бизнесе. Соответственно, по расчетам градостроителей, общая площадь производственной недвижимости останется на нынешнем уровне – 30 млн. кв. м.
При этом на свободных землях будут появляться заводы и фабрики нового поколения, а предприятия из центра города и соседнего с ним промышленного пояса будут переезжать на вакантные участки периферийных нежилых зон (наличие таких участков подтверждают результаты проведенной инвентаризации). Вывод разработчиков генплана звучит оптимистично: места для промышленности в городе хватит независимо от того, какая отрасль займет лидирующее положение – традиционные судостроение и машиностроение или какая-нибудь новая высокотехнологичная индустрия.
Наибольший прирост недвижимости ожидается в общественно-деловой сфере – с 38 млн. кв. м на сегодняшний день до 57-75 млн. кв. м. Это означает, что часть территорий бывшего промышленного пояса преобразуется в деловые зоны и бизнес-сити европейского образца.
Исходя из прогнозных цифр роста доходов населения, градостроители предвидят увеличение площадей коммерческой недвижимости более чем в 4 раза. В 4 раза вырастет и гостиничный фонд города – с 55 млн. кв. м до 225 млн. кв. м (с 27 тыс. мест до 110 тыс. мест). По мысли разработчиков транспортной составляющей генплана, “залог динамичного и устойчивого развития города – опережающее и даже избыточное развитие инфраструктур”. 58% общероссийского грузооборота тем или иным путем проходит через наш город, расположенный на пересечении нескольких международных транспортных коридоров. Поэтому у городского Правительства есть все основания ставить перед федеральным центром вопрос о развитии этих транспортных коридоров.
А вот усиление железнодорожных связей с Финляндией вызывает у транспортников тревогу, поскольку его нежелательным последствием может стать ослабление нашего Морского порта в пользу Котки. Самым “слабым звеном” Санкт-Петербургского порта являются подходы к нему по Маркизовой луже. Решить эту проблему можно, проложив параллельно имеющемуся Морскому каналу канал-дублер для крупнотоннажных судов с большой осадкой.
Впрочем, есть и еще одна проблема – это проблема “замерзающего порта”. Возможный выход из этого природного тупика видится в обустройстве инфраструктур обслуживания крупнотоннажных судов до дамбы или вдоль дамбы и в западной части острова Котлин. Такая идея несколько противоречит решениям, заложенным в предыдущем генплане: раньше основная ставка делалась на развитие 5-ого района порта с грузооборотом до 80 млн. тонн в год. Теперь его реальными конкурентами выступают портовые зоны в районе Ломоносова, Горской и Кронштадта.
За последние 20 лет среднегодовой рост грузооборота европейских портов составлял 6-6,5%. Если взять за образец такой коэффициент, получится, что к 2025 объем грузоперевозок через Большой Морской порт Санкт-Петербурга и порты Ленинградской области должен достичь 90-135 млн. тонн. По мнению разработчиков генплана, это возможно.
Что касается речных грузоперевозок, росту их объема препятствуют низководные мосты через Неву (единственный высоководный – новый мост в створе кольцевой автодороги). Еще один сюжет из области внешнего транспорта серьезно беспокоит градостроителей – это отсутствие современного и удобно расположенного морского пассажирского вокзала. По свидетельству турфирм, уже случались такие казусы: пассажиров круизных судов сажали в автобусы, чтобы вывезти в центр города, но, не имея возможности туда пробиться, автобусы разворачивались, зарубежные гости возвращались на свой корабль и уплывали восвояси.
В ходе обсуждения Концепции предстоит сравнить несколько вариантов размещения нового Морского вокзала. Следуя принятой методике “избыточного” развития транспортного каркаса, Концепция содержит в себе глобальные планы строительства скоростных автомагистралей общегородского значения.
Здесь фигурируют и Западный скоростной диаметр, и дублер восточного полукольца КАД, и даже меридиональный тоннель глубокого заложения через центр города... Как признают сами разработчики, 370 км скоростных дорог – это “нечто запредельное по стоимости”, хотя по нормативам мегаполису полагается 0,4 км таких трасс на 1 кв. км территории.
Но эти решения закладываются в генплан не столько в расчете на их скорейшую реализацию, сколько с целью резервирования территорий. В этом, в числе прочего, смысл генерального плана как стратегического документа – он готовит почву под нужды будущих поколений.
Важнейшим в системе общественного транспорта для нас по-прежнему остается метро: к 2015 году сеть его линий должна увеличиться на 41 км, к 2025-ому – на 180 км. Метрополитен глубокого заложения должен прийти в Красносельский район и на Театральную площадь, а вот в Купчино вполне вероятно появление наземного метро с 4 станциями.
Кроме того, градостроители намерены поставить вопрос о насущной необходимости кольцевой линии в центре города, без которой центральные пересадочные узлы вскоре начнут “захлебываться”.
Генплан не только рисует стратегические перспективы. Это еще и документ оперативного планирования для действующего городского Правительства. И в этом смысле он должен со всей определенностью отвечать на вопрос о том, куда уже завтра следует инвестировать государственные средства.
“Бюджетные инвестиции, которые пойдут на развитие инфраструктур, должны вкладываться так, чтобы вызвать максимальный встречный приток частных инвестиций в развитие недвижимости”, - утверждают оценщики недвижимости из Центра градостроительного моделирования “Перспектива”.
Их вклад в Концепцию генплана – математическое моделирование, предметом которого является экономическая оценка совокупности объектов недвижимости по каждому из трех вариантов развития Санкт-Петербурга: интенсивному, экстенсивному и “умеренному”.
Предпочтительным, с точки зрения экономистов, должен быть признан тот вариант, при котором суммарная рыночная стоимость территорий и потенциальные налоговые сборы в городской бюджет будут максимальными.
Инструментарий, разработанный специалистами “Перспективы”, не имеет аналогов в нашей стране и “настроен” на систему ценностей и предпочтений именно петербургского рынка недвижимости. Гибко реагируя на изменения рыночной ситуации, он позволяет осуществлять так называемый “текущий мониторинг генплана”, иными словами, быстро просчитывать эффекты от реализации тех или иных крупных проектов.
Модель поможет определить, в какой совокупности и последовательности нужно строить дороги и прокладывать инженерные коммуникации, с ее помощью можно будет оценивать “политики освоения территорий” в денежном эквиваленте. Впрочем, при выборе оптимального варианта будет учитываться не только мнение экономистов и оценщиков. Свое слово скажут и экологи, главным критерием которых является “предельная хозяйственная емкость экосистемы”.
Rambler's Top100 Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru