Выставки для архитекторов и дизайнеров 2023-2024Новости архитектуры и дизайна
предложить новую выставку
Форма - архитектура и дизайн - на главную


Выставки/Forma | архитектурные выставки | выставки дизайна подписка на новостную ленту новых выставок

«Пиранези и пиранезианство», 2009-2010/ Forma


Джованни Баттиста Пиранези (1720-1778)

– известный итальянский архитектор, художник, мастер офорта. Родился в городке Мольяно близ Местре. Учился искусству гравирования у Джузеппе Вази и Францеско Поланцани в Риме (1740-1742) и Джованни-Баттисто Тьеполо в Венеции (1743-1747). В 1747 году открыл собственную мастерскую на улице Корсо в Риме. Известность Пиранези принесли серии гравюр «Гротески» (1745) и запечатлевшие на бумаге не существующие в реальности, «фантастические» архитектурные сооружения «Фантазии на темы темниц» (1747). С конца 1740-х годов и на протяжении всей своей жизни художник работал над сюитой гравюр «Виды Рима». Она выдержала множество переизданий как при жизни Пиранези, так и после его смерти; и принесла европейскую славу своему создателю. Альбомы с гравюрами Пиранези, ставшие предметом коллекционирования, можно было купить во всех крупных городах Европы и даже в России.

Джовани Пиранези, гравюра вид храма Кибелы
Джовани Батиста Пиранези, гравюра "Вид храма Кибелы"
Выполненные на высоком художественном уровне работы итальянского мастера, запечатлевшие великолепные образцы античной архитектуры, оказали значительное влияние на развитие классического стиля, как в искусстве Европы, так и в русском искусстве.
пиранезианская графика, архитектор Кваренги
пиранезианская графика, архитектор Кваренги
Причем влияние творчества Пиранези в России далеко не ограничилось ХIX веком. Виды римских руин, фантастические архитектурные пейзажи – два главных жанра, прославивших имя мастера - нашли отражение и в искусстве русского неоклассицизма в ХХ столетии.

В коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга хранится более 200 гравюр Пиранези. На выставке в особняке Румянцева представлено около 60 офортов Пиранези из серии «Виды Рима». Она выдержала множество переизданий как при жизни Пиранези, так и после его смерти и принесла европейскую славу своему создателю. Альбомы с гравюрами Пиранези, ставшие предметом коллекционирования, можно было купить во всех крупных городах Европы и даже в России.
Выполненные на высоком художественном уровне работы итальянского мастера, запечатлевшие великолепные образцы античной архитектуры, оказали значительное влияние на развитие классического стиля, как в искусстве Европы, так и в русском искусстве. Во многом именно под влиянием Пиранези развивалась русская архитектурная графика и, в частности, появился такой ее вид, как гравированные альбомы архитекторов. Причем влияние творчества Пиранези в России далеко не ограничилось ХIX веком. Виды римских руин, фантастические архитектурные пейзажи – два главных жанра, прославивших имя мастера - нашли отражение и в искусстве русского неоклассицизма в ХХ столетии.

Пиранези, серия Виды Рима
Джовани Батиста Пиранези, гравюра из серии "Виды Рима"

Рядом с произведениями итальянского мастера можно увидеть графические листы художников и зодчих XVIII – начала XIX веков.
пиранезианская графика, архитектор Кваренги
пиранезианская графика, архитектор Кваренги
Античные римские развалины, запечатленные Пиранези, перекликаются на выставке с руинами в парках Царского села, Павловска, Полюстрово, изображенными Д. Кваренги, О. Монферраном, В.П. Лангером и др. Представленные в экспозиции римские виды художников Ф. Кайзерманна, Л. Риччьярделли, Л. Россини, Д. Пронти также несут на себе печать влияния прославленного мастера.
Особенно сильным было воздействие творчества Пиранези на петербургскую-ленинградскую архитектуру.

Площадь Советов, архитектурная графика Ноя Троцкого
Площадь Советов, рисунок Ноя Троцкого (с коллективом соавторов)

Убедиться в этом позволят видовые графические серии М. В. Добужинского, П. А. Шилинговского, Е. С. Кругликовой, запечатлевшие архитектурные памятники Петербурга, и проекты ленинградских архитекторов 1920-1930-х годов Н. А. Троцкого, А. И. Гегелло, И. Г. Лангбарда, В.Н.Талепоровского и др.
Объединение всех этих произведений в одном выставочном пространстве позволяет проследить европейские истоки таких ярких явлений в отечественной культуре, как станковая графика первых революционных лет и архитектурная графика 1920-х – начала 1930-х годов, и с уверенностью говорить о существовании в русской и, в частности, петербургской культуре такого явления как «пиранезанство».

К выставке музеем издан каталог «Гравюры Джованни-Баттиста и Франческо Пиранези», в котором впервые опубликовано музейное собрание гравюр отца и сына Пиранези.

Сайт выставки:





Господа!

Вы можете регулярно получать информацию о новых конкурсах и публикациях,
а также новости.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь:

Ваш E-mail:

Я живу в Санкт-Петербурге




поделиться вконтакте 


Выставки 2023-2024:
» Выставка Hometextil 2024, Москва


» Выставка «Архитектура 1.0», Москва, Россия, 2024


» ДизайнВыставка 2024, Москва, Россия


» Modern Office Expo 2024, Астана, Казахстан


» 16-я международная выставка «HOMEDECO Kazakhstan», 2024


» Вторая Дизайн Выставка «Бархатный сезон». 2023, Москва