Выставки/Forma | архитектурные выставки | выставки дизайна
«Пиранези и пиранезианство», 2009-2010/ Forma
- Тип выставки: обзорно-аналитическая выставка архитектурной графики
- Организаторы выставки: Комитет по культуре Правительства Санкт-Петербурга
- Сроки проведения выставки: 19 ноября 2009 – 25 февраля 2010
- Место проведения: особняк Румянцева (Английская наб. 44)
Город: Санкт-Петербург
0 - Оценка Формы: 0
Джованни Баттиста Пиранези (1720-1778)
– известный итальянский архитектор, художник, мастер офорта. Родился в городке Мольяно близ Местре. Учился искусству гравирования у Джузеппе Вази и Францеско Поланцани в Риме (1740-1742) и Джованни-Баттисто Тьеполо в Венеции (1743-1747). В 1747 году открыл собственную мастерскую на улице Корсо в Риме. Известность Пиранези принесли серии гравюр «Гротески» (1745) и запечатлевшие на бумаге не существующие в реальности, «фантастические» архитектурные сооружения «Фантазии на темы темниц» (1747). С конца 1740-х годов и на протяжении всей своей жизни художник работал над сюитой гравюр «Виды Рима». Она выдержала множество переизданий как при жизни Пиранези, так и после его смерти; и принесла европейскую славу своему создателю. Альбомы с гравюрами Пиранези, ставшие предметом коллекционирования, можно было купить во всех крупных городах Европы и даже в России.
Джовани Батиста Пиранези, гравюра "Вид храма Кибелы" Выполненные на высоком художественном уровне работы итальянского мастера, запечатлевшие великолепные образцы античной архитектуры, оказали значительное влияние на развитие классического стиля, как в искусстве Европы, так и в русском искусстве.
пиранезианская графика, архитектор Кваренги Причем влияние творчества Пиранези в России далеко не ограничилось ХIX веком. Виды римских руин, фантастические архитектурные пейзажи – два главных жанра, прославивших имя мастера - нашли отражение и в искусстве русского неоклассицизма в ХХ столетии.
В коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга хранится более 200 гравюр Пиранези. На выставке в особняке Румянцева представлено около 60 офортов Пиранези из серии «Виды Рима». Она выдержала множество переизданий как при жизни Пиранези, так и после его смерти и принесла европейскую славу своему создателю. Альбомы с гравюрами Пиранези, ставшие предметом коллекционирования, можно было купить во всех крупных городах Европы и даже в России.
Выполненные на высоком художественном уровне работы итальянского мастера, запечатлевшие великолепные образцы античной архитектуры, оказали значительное влияние на развитие классического стиля, как в искусстве Европы, так и в русском искусстве. Во многом именно под влиянием Пиранези развивалась
русская архитектурная графика и, в частности, появился такой ее вид, как гравированные альбомы архитекторов. Причем влияние творчества Пиранези в России далеко не ограничилось ХIX веком. Виды римских руин, фантастические архитектурные пейзажи – два главных жанра, прославивших имя мастера - нашли отражение и в искусстве русского неоклассицизма в ХХ столетии.
Джовани Батиста Пиранези, гравюра из серии "Виды Рима"
Рядом с произведениями итальянского мастера можно увидеть графические листы художников и зодчих XVIII – начала XIX веков.
пиранезианская графика, архитектор КваренгиАнтичные римские развалины, запечатленные Пиранези, перекликаются на выставке с руинами в парках Царского села, Павловска, Полюстрово, изображенными
Д. Кваренги, О. Монферраном, В.П. Лангером и др. Представленные в экспозиции римские виды художников
Ф. Кайзерманна, Л. Риччьярделли, Л. Россини, Д. Пронти также несут на себе печать влияния прославленного мастера.
Особенно сильным было воздействие творчества Пиранези на петербургскую-ленинградскую архитектуру.
Площадь Советов, рисунок Ноя Троцкого (с коллективом соавторов)
Убедиться в этом позволят видовые графические серии
М. В. Добужинского, П. А. Шилинговского, Е. С. Кругликовой, запечатлевшие архитектурные памятники Петербурга, и проекты ленинградских архитекторов 1920-1930-х годов
Н. А. Троцкого, А. И. Гегелло, И. Г. Лангбарда, В.Н.Талепоровского и др.
Объединение всех этих произведений в одном выставочном пространстве позволяет проследить европейские истоки таких ярких явлений в отечественной культуре, как станковая графика первых революционных лет и архитектурная графика 1920-х – начала 1930-х годов, и с уверенностью говорить о существовании в русской и, в частности, петербургской культуре такого явления как
«пиранезанство».
К выставке музеем издан каталог «Гравюры Джованни-Баттиста и Франческо Пиранези», в котором впервые опубликовано музейное собрание гравюр отца и сына Пиранези.
Сайт выставки:
Господа!
Вы можете регулярно получать информацию о новых конкурсах и публикациях,
а также новости.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь: