”орма - портал для архитекторов и дизайнеров

выставки >>архитектура Петербурга 2007

выставка “Архитектура Петербурга 2007"

Выставка проходила в Мраморном зале Этнографического музея с 11 по 16 апреля. Насыщенная культурная программа мероприятия, незаурядного для питерской архитектурной жизни, вызвала непосредственный интерес, однако, несмотря на подчеркнуто-отстраненный, "отчетный" характер, выставка вызвала довольно острую реакцию у архитекторов и журналистов. Предлагаем вниманию посетителей Формы статью Инны Уткиной и подчеркиваем, что мы готовы предоставить место для альтернативной точки зрения.

Архитектурное протезирование

автор текста: Ирина Уткина

Выставка под скромным, но выразительным названием «Архитектура Петербурга 2007» стала первой в текущем тысячелетии. Зато не последней: организаторы – городской союз архитекторов, «Объединение архитектурных мастерских» и славный институт «Про Арте» грозятся сделать мероприятие биеннальным. Но это – в будущем, а пока запутались даже закаленные телевизионщики – видимо, с отвычки. В частности, комментатор РТР завершил свой репортаж бередящим душу и мозг вопросом « стоит ли все это строить»…
Спешим успокоить коллег и публику - все это уже построено. Или почти все: не менее 70 % экспозиции посвящено реализованным объектам, изо дня в день радующим взор петербуржцев и гостей нашего города. Другое дело, что рассеянные по разным районам и улицам жилые дома, бизнес-центры и прочие продукты зодчества не бросаются в глаза. И только собранные вместе в виде красивых чертежей и снимков они неожиданно образуют малоузнаваемый город. За редким исключением, вроде здания на Казанской улице, по -настоящему смело спроектированного мастерской Рейнберга и Шарова, и потому –обруганного сторонниками полной консервации центра. Или дома на Шпалерной, возведенного по проекту Земцова и Кондиайна. Хотя и он на фото почему-то выглядит мрачным, как постройки времен третьего рейха. Даже Главный Штаб, над которым в тесном сотрудничестве с Эрмитажем из года в год трудится Никита Явейн, кажется подозрительно незнакомым. Возможно потому, что на сей раз архитектор представил систему естественного освещения залов, действительно новую не только для Питера, но и для России.

здание на Казанской улице, Архитектурная мастерская Рейнберга и Шарова

Налицо парадокс. Местная архитектура, которая на протяжении двадцати лет усердно мимикрировала под историческое окружение, вырвавшись из контекста, продемонстрировала неожиданное своеобразие. Внешнее сходство с доставшимся нам Петербургом оказалось иллюзорным, отчасти – потому, что сами зодчие, словно убоявшись анахроничности, дружно выставили на стендах удручающе однообразные фрагменты остекленных фасадов.

Жилой дом. Архитектурная мастерская Митюрева

И зря. Во-первых, можно предъявить миру более смачные элементы и ракурсы, а во-вторых, из карася все равно не выйдет порося. Рядовая застройка прошлого была, насколько позволяли средства и дарования, модной и шла в ногу со временем. Вырастающие возле нее и на ее месте здания в подавляющем большинстве имеют к современности такое же отношение, как и к прошедшему. То есть не то чтобы никакого, но смутное. Как ни странно, тому виной питерская стыдливость. В то время как в южной столице крушили все, что под руку попадется и строили все, что в голову взбредет, мы «руинировали» и проектировали с оглядкой. В результате москвичи практически пожертвовали своим древним городом, зато раскрепостились и набили руку. А мы загнали своих архитекторов в трясину безвылазного компромисса и заставили заниматься «архитектурным протезированием». Чистое фарисейство: сносим, но тихой сапой. Застраиваем, но по возможности незаметно. Чтобы не разрывать архитектурную ткань, которая все равно рвется. Чтобы сделать строительство посильным для гастарбайтеров, приобретающих в «золотом треугольнике» первые профессиональные навыки. Чтобы не дразнить гусей, то есть народ.
Между тем народ раздражает не столько современная архитектура, сколько постоянное ущемление его интересов. Если по родным стенам идут трещины и тебя переселяют в Колпино, а на месте сквера появляется высотный дом, поневоле возненавидишь новации и примешься ностальгировать по временам, когда ничего подобного не было. Хотя корень зла как раз в безнадежно устаревших технологиях и элементарном варварстве – формотворчество тут не причем.
Жилой комплекс Пятый элемент. Архитектурная мастерская Герасимов и партнеры

Членов ОАМ и примкнувших к ним архитекторов следует поблагодарить за героические усилия по минимизации ущерба. На выставке не встретишь бескультурных произведений, которые встречаются на улицах Питера – сказывается класс. И все же сегодня занятая проектировочной элитой ниша может обернуться ловушкой. Зарабатывая административный опыт, деньги и связи, успешные питерские мастерские сознательно и неосознанно дистанцировались от мировой архитектуры. И нынче, когда появились новые заказчики, болеющие не страхом, а снобизмом, они по любому поводу норовят позвать сэра Норманна Фостера. Который, между прочим, несмотря на все лавры и регалии, постоянно участвует во всевозможных международных конкурсах. И нередко их выигрывает. Чего и нам желает.

Дом на Шпалерной. Архитектурная мастерская Земцов и Кондиайн

ВЫСТАВКИ

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru





Господа!
Вы можете регулярно получать информацию о ключевых обновлениях нашего сайта, появлении новых материалов, а также новости.
пожалуйста, зарегистрируйтесь

Ваш E-mail:

Я живу в Cанкт-Петербурге





Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru





ФормаАрхиблогКонкурсыГалереяКаталогСвязь с намиОбъявления