”орма - портал для архитекторов и дизайнеров

Эзотерический дизайн Фридриха Кислера.

дизайн > дизайн мебели

Текст: Л.Фикус

Дизайн – весьма двойственное явление. С одной стороны, это вполне самостоятельное искусство, а с другой – инструмент завоевания рынка. Как правило, эти стороны существования и развития дизайна рассматривают по отдельности. Между тем, в прошлом веке жил человек, который был убежден в том, что коммерческая составляющая предметного проектирования и его креативная направленность неразрывно связаны. Это Фридрих Кислер – художник, теоретик и, разумеется, дизайнер.

Фридрих Кислер родился в 1890 году, изучал архитектуру в Вене, однако за всю свою жизнь реализовал всего лишь один архитектурный проект. Его ранние работы в качестве театрального художника и выставочного дизайнера принесли ему известность, особенно в кругах поклонников авангардизма. Тем не менее в 1926 году Кислер оставил Европу и переехал в США, где и прожил до самой смерти ( 1965 г ).

В прошлом веке многие талантливые архитекторы были вынуждены «перепрофилироваться» и зарабатывать себе на жизнь предметным проектированием. Характерный пример – Арне Якобсен, который во время второй мировой войны полностью переключился на текстильный дизайн. Кислера, безусловно, тоже подталкивали внешние обстоятельства, однако решающую роль в его судьбе сыграли глубоко внутренние причины. Кислер был эзотериком и воспринимал мир как беспрестанно трансформирующуюся динамическую структуру. Вероятно, архитектура в тех формах, в которых она могла существовать в 20м веке, казалась ему слишком статичной.

COR

Cor - реалистическая мебель. Дизайнер Фридрих Кислер. Cor-realistic Furniture. design Frederick Kiesler

В 1942 году Пегги Гуггенхайм, меценат и известный коллекционер современного искусства, пригласила Фридриха Кислера переоформить интерьер её нью-йоркской галереи « Art of this сentury». Для нее дизайнер разработал радикально новый способ презентации произведений искусства. Здесь и появилась скульптурная cor -реалистическая мебель.

Трансформируемый диван BED CHOUCH (1935/36)

диван BED CHOUCH с высокой спинкой. Трансформация дивана - диван с низкой спинкойДиван, трансформированный в кровать. Дизайнер Фридрих Кислер

 

В дизайне Кислер увидел восприимчивое к переменам синтетическое искусство и одновременно – мощное средство оперативного воздействия на эстетические представления людей. Именно поэтому для него была исключительно важна «продажность» дизайнерских произведений: коммерческий успех означал широкую аудиторию. Основной вклад Кислера в теорию дизайна заключался в том, что он поставил во главу угла не предмет и не группу предметов, а процесс взаимодействия различных компонентов друг с другом и с изменчивой реальностью. Изобретенный им термин «корреализм» использовался для исследования протяженного во времени взаимодействия между человеком и окружающей средой, как техногенной, так и природной. Такое исследование базировалось, с одной стороны, на экспериментальном, а с другой – на интуитивном постижении процессов. Конечной целью исторического анализа, а также опытов, направленных на изучение природы ощущений и даже снов, было изменение приоритетов человечества. Фундаментальные ценности, по Кислеру, это свобода, здоровье человека и эффективность производства в самом широком смысле слова, включая творческую деятельность. В отличие от Корбюзье, он не идеализировал «умные машины» и не особенно уповал на социальные институты. Он исходил из того, что художник является связующим звеном между миром идей и миром вещей, и дизайн как предметное отражение этой связи способен со временем преобразить действительность. А внедряться он будет, естественно, сугубо коммерческим путем –через продажи. Он говорил: «Моя работа, действительно, сродни волшебству – это сотворение жизни и сотворение свободы».

Трансформируемый диван PARTY LOUNGE (1935 / 36)

Диван Party Lounge, дизайн - Фридрих КислерДиван в конфигурации для вечеринок

Фридрих Килер, диван Party Lounge

В своей практике Кислер уделял особое внимание искусству экспонирования (от выставочного дизайна до оформления витрин и мерчандайзинга), а также проектированию мебели и интерьера. В наше дни получить представление о его работе в области дизайна мебели можно благодаря предметам, воссозданным компанией Wittmann.

Перепечатка и частичное восппроизведение только с разрешения автора и ссылкой на первоисточник.

ДИЗАЙН

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru





Господа!
Вы можете регулярно получать информацию о ключевых обновлениях нашего сайта, появлении новых материалов, а также новости.
пожалуйста, зарегистрируйтесь

Ваш E-mail:

Я живу в Cанкт-Петербурге





Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru





   Арт-дизайн

   Аксессуары

   Мебель

   Камины

   Металл