Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Сад, где прыгают поэты

На Второй сцене БДТ им. Г. А. Товстоногова, в Каменноостровском театре 22 и 23 мая состоялись премьерные показы музыкального перфоманса “Сад, где прыгают гимнасты”, поставленного Владиславом Наставшевым в рамках экспериментальной программы «2 СЦЕНА». Все, кто шёл на встречу с современным искусством с тревожным ожиданием чего-то сложного для восприятия, сразу после начала преставления смогли выдохнуть.

Наставшев в Каменноостровском театре


Предваряя действо, автор электронной музыки и главный её исполнитель Иван Лубенников высказался в том духе, что контент перфоманса созидался из того, что “всплыло в памяти”. Он также отметил, что её создателями двигало желание взглянуть на мир их юности с высоты нынешних лет.

И тут начинается забавное раздвоение. С одной стороны, из глубин на поверхность поднялись стихи замечательных русских поэтов прошлого века, от Кузмина до Бродского. Причём стихи не редкие, а великолепно известные и даже затёртые до дыр предыдущими поколениями жителей нашей многострадальной родины. С другой – та же самая память услужливо вытащила из себя мелодии и ритмы, до боли напоминающие о сгинувшей в десятилетиях группе “Мираж”. И подвергнутая культурной переработке музыка сохранила свой танцевальный драйв, в чём вскоре убедились все зрители.

Из ложи, с балконов и прочих сидячих мест можно было наблюдать за тем, как партер, заполненный преимущественно девушками, подтанцовывал под незабвенные строки Пастернака, Цветаевой и других великих стихоплётов. В сочетании с электронной попсой они, как ни странно, ничуть не опошлились, а приобрели щемящую актуальность. Чему во многом способствовал проникновенный голос Лубенникова, довольно высокий, но совсем не манерный.

Люди, завороженные положенными на музыку стихами, и составляли сущность перфоманса. Их простые движения позволяли пережить заново встречу с недоступным совершенством поэзии и не менее недоступным эмоциональным голодом юности. Её сладкоголосая птица материализовалась в старинном театре. Она пела про испанскую весну, о которой мы знали только со слов Бальмонта и про цинковую речку, на которую мы глядели из года в год. Поэты выпрыгнули из учебников, чтобы раскачать новое поколение соотечественников. И в прямом смысле – тоже.

Огорчил только видеоряд. Говорят, в день первой премьеры на экран транслировали танцующий партер – под руководством самой Веры Мартынов. Пришедшим на вторую премьеру повезло меньше: им показали вполне тривиальную нарезку видео разного качества и толка. Достаточно сказать, что произведение Арсения Тарковского сопровождалось кадрами из фильма “Зеркало”. И не говорите, что эта прямолинейная иллюстрация имеет отношение к чему-либо, кроме творческой лени.

Двойной эффект от непосредственного и опосредованного наблюдения за перфомансом исчез. Но “Сад, где прыгают гимнасты” остался, что говорит в его пользу.

Владислав Наставшев

Владислав Наставшев, портрет Родился в Риге в 1978 году. Окончил СПбГАТИ (Санкт-Петербург, мастерская Льва Додина),
где учился на актера; режиссерское образование получил в Лондоне, где поставил спектакли «Рудин» по роману
Тургенева в экспериментальном театре Arcola и «Фрекен Жюли» по пьесе Стриндберга в театре Cochrane.
Вернувшись в Латвию, выпустил два спектакля в рижском Dirty Deal Teatro: «Митина любовь» по рассказу Бунина и
«Мальчики пахнут апельсинами» по новелле Гая Давенпорта. После успеха этих спектаклей был приглашен в Новый
рижский театр и в Национальный театр Латвии.

В «Гоголь-центре» Наставшев выпустил четыре спектакля — первую премьеру театра, новую версию «Митиной
любви»
, которая стала для него дебютом на русском языке; «Страх» по мотивам фильма Райнера Вернера
Фассбиндера «Страх съедает душу»; «Медею» Еврипида, «Кузмин. Форель разбивает лед». В 2009-м году он стал
лауреатом Всероссийского конкурса композиторов имени Андрея Петрова (3-я премия в номинации «Эстрадная песня
и эстрадный романс»).
Наставшев на сцене Номинант российской национальной театральной премии «Золотая маска» и лауреат Рижской
театральной премии в номинации «Спектакль года» за автобиографический спектакль «Озеро надежды замерзло» в
Новом Рижском театре.

Иван Лубенников

Иван Лубенников – композитор-мультиинструменталист. Окончил факультет звукорежиссуры Государственного
института телевидения и радиовещания (мастерская Е. Некрасова). С 1996 г. пишет музыку для спектаклей,
короткометражных фильмов, перформансов. Участвует во многих экспериментальных музыкальных проектах в
России и за рубежом. Играет в составах трупп: «Пакаvа ить», «ВИА Особенность», Mongito (Бельгия), «Ce 2»
(Франция). Работает в различных жанрах и техниках: симфонические и фортепьянные произведения, музыка для
камерного состава, электронно-шумовые произведения.

Автор:

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про contemporary art

Еще про культура

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта