Сто лет литовского дизайна: история вещей
В Вильнюсе прошла выставка, посвященная столетию литовского дизайна, который официально родился в 1918 году. Для заставших СССР она распадается на две части: одна посвящена всесоюзно желанным, но малодоступным предметам, которые проектировались государственными авторскими коллективами, другая – индивидуальному дизайну эпохи изобилия.
Впрочем, по замыслу организаторов в пространствах Национальной художественной галереи разместилась трёхчастная экспозиция: они стремятся рассказать о дизайне, который трижды рождался и умирал. Или почти.
Дозатор и крючки, дизайн Feliksas Daukantas,
1915-1995
Тут опытный человек ждёт натяжек и спекуляций, поскольку страны и народы, как правило, стремятся откопать глубокие корни у разных искусств и ремёсел, включая те, у коих их нет и быть не может. Расслабимся: в Литве дизайн в самом деле культивировали издавна.
Еще в 1919 году профессор Йонас Симкус (Jonas Šimkus), занимавший пост министра во втором правительстве независимого литовского государства, перечисляя задачи местной промышленности, поминал всё, от зданий до тканей.
И до 40 года всё складывалось неплохо.
Затем по понятным причинам наступила пауза, затянувшаяся аж до хрущевской оттепели, когда в Институте искусств образовался Департамент индустриального дизайна. Так литовский дизайн стал цветком на скале, а объекты, которые удавалось внедрить в производство, превратились в вожделенные и эталонные. Всегда ли эти вещи заслуживали поклонения? Разумеется, нет: среди слепых и кривой – царь.
Транзисторный кассетный магнитофон Vilma, 1972 год
Но в их числе было немало любимых заслуженно, без скидки на тотальный дефицит. Взять хотя бы дизайн бытовой техники – не по-советски яркий, минималистичный и эргономичный. Задним числом совершенно ясно, что литовцы вписывались в мировые тенденции, однако иное качество вещей ощущали и блуждавшие во тьме неосведомлённости потребители.
Это был реальный прорыв из мира характерных для советского социализма бездушно неудобных вещей в мир дизайна, который приносит людям пользу и радость.
Портативный телевизор Шилялис 401 D, дизайнер Виолетта Балчуниене, произведён на фабрике радиоизделий в Каунасе в 1972 г.
дизайнер Tomas IvaskeviciusИ, наконец, третье падение и возвращение к жизни случилось после отделения от СССР, когда вместо рухнувших государственных институтов судьбу дизайна взяли в руки сами дизайнеры, которые организовывали студии, выставки и творческие объединения нового типа. Действовали они весьма быстро: работа на экспорт стартовала в 1991 году.
Причём современный литовский дизайн это не только и не столько этника: вспомнить хотя бы смартфон Nokia C7 – вот была вещь!
встроенная мебель
“Минималистская панацея для современных домов”,
дизайнер Dalius Razauskas, 2015
Пространство, в котором разворачивается экспозиция, благоволит к дизайну, позволяя демонстрировать объекты так, чтобы они не забивали друг друга. К тому же авторы выставочного оборудования снабдили каждый стенд “картонной” стенкой, фильтрующей виды.
На ярко-жёлтых стендах – тексты, прямо излагающие “историю вещей” – непривычно правдивую, без панегириков и проклятий. За это кураторы заслужили особую благодарность.
Stories of Things
Lithuanian Design 1918 – 2018
Авторы текстов: Karolina Jakaitė, Giedrė Jankevičiūtė, Rasa Janulevičiūtė, Žilvinas Lidžius, Jurgita Ludavičienė, Lijana Natalevičienė, Ernestas Parulskis, Auksė Petrulienė, Vytis Ramanauskas, Adomas Rutkauskas, Gintautė Žemaitytė
Участники: Amber gallery, Energy and Technology Museum, Estonian Academy of Arts, Fondazione La Triennale di Milano, Kretinga Museum, Kupiškis Etnography Museum, Lithuanian Central State Archive, Lithuanian National Museum, Martynas Mažvydas National Library of Lithuania, M. K. Čiurlionis National Museum of Art, Money Museum, Šiauliai Aušros Museum, Museum of Vilnius Art Academy, Vytautas The Great War Museum, The Tamošaitis gallery “Židinys”, Teresė Adomaitienė, Brigita Adomonienė, Diana Armonienė, Juozas Brundza, Stasys Brundza, Sigutė Chlebinskaitė, Jurgis Garmus, Vytautas Gečas, Jonas Gerulaitis, Rapolas Gražys, Karolina Jakaitė, Giedrė Jankevičiūtė, Kazimieras Januta, Nauris Kalinauskas, Jūratė Kavaliauskienė, Vytautas Kibildis, Audrius Klimas, Živilė Lukšytė, Ivanas Makmakas, Audronė Miliauskaitė, Gabrielė Naprušienė, Ina Novikova, Neringa Orlenok, Liudas Parulskis, Justa Petronienė, Auksė Petrulienė, Saulius Pilinkus, Marija Puipaitė, Kristina Pumputytė, Albinas Purys, Vytis Ramanauskas, Kęstutis Ramonas, Dalius Razauskas, Irena Rudzinskienė, Adomas Rutkauskas, Lygija Marija Stapulionienė, Benas Staškauskas, Birutė Stulgaitė, Ignas Survila, Algimantas Šarauskas, Aleksandras Šepkus, Simonas Tarvydas, Albinas Vaičiūnas, Sigitas Virpilaitis, Gintara Viskantė, Mindaugas Žilionis, Antanas Žilius, UAB “Acme group”, design group “Akis”, UAB “Deeper”, VšĮ “Dizaino fondas”, UAB “Elseta”, UAB EMKO, Foreign Ministery of Lithuanian Republic, UAB “Gluk Media”, design studio “Jot.Jot”, UAB “Lauksva”, Lithuanian Composers’ Union, UAB “March design studio”, UAB “Pixelmator Team”, UAB “TeleSoftas”.
Дизайнеры выставки: Rokas Kilčiauskas, Adelė Dovydavičiūtė
Организатор: Lithuanian Art Museum / National Gallery of Art, Vilnius
Проект частично профинансирован Министерством культуры Республики Литва и Литовским культурным советом.
Еще про выставка
- Salone del Mobile 2024: немного независимого дизайна
- ДизайнВыставка приглашает
- Боливия заменит Россию на биеннале в Венеции
Еще про дизайн мебели
- Salone del Mobile 2024: немного независимого дизайна
- Интерьеры медленных бистро: Милан и Москва
- Мебель из татами на миланском салоне 2023