Plaxil 8: интерфейс индустриальной архитектуры
Новое монументальное сооружение пополнило серию зданий, составляющих кампус Fantoni в Osoppo (Udine, северная Италия). Это производственное здание «Plaxil 8» студии Valle Architetti Associati, спроектированное Пьетро Валле (Pietro Valle) вместе с архитектором Роландом Хеннингом (Roland Henning) , инженером Марио Галлинаро (Mario Gallinaro) и проектировщиком оборудования Диффенбахером (Dieffenbacher).
Фото: Neva Gasparo
Структура длиной 300 метров и высотой 48 (в верхней точке) поддерживает диалог с индустриальным и природным ландшафтами. Здание позиционируется как новый «собор», завоевывая ключевую роль в комплексе, который включает в себя несколько строений, разработанных Джино Валле. Внутри находится новая, полностью автоматизированная линия для производства панелей МДФ – самый крупный в Европе и второй по величине в мире пресс. «Plaxil 8» хорошо вписывается в историю итальянской промышленной архитектуры, продолжая сотрудничество между Studio Valle Architetti Associati и компанией Fantoni, начатое в 1972 году.
Впрочем, в 2001 году наступила пауза, связанная с тем, что компания больше не возводила новых зданий в Osoppo, занимаясь расширением в других городах. Процесс пошёл снова в 2015, когда Паоло и Джованни Фантони осознали, что фабричные здания состарились, и промышленный комплекс нуждается в обновлении.
Одна и та же конструкция “держит” и здание, и промышленное оборудование. Разработка несущей рамы двойного назначения стало главной конструктивной задачей проекта. В итоговом решении мы выбрали линейную структуру шириной 28 м, поддерживаемую решетчатыми фермами. Внутри находится бетонное здание, вмещающее зоны обслуживания, и большая металлическая рама, на которой держатся различные уровни на западной стороне здания. На длинных его сторонах два воздухозаборника, выходящих наружу, создают естественный конвекционный контур охлаждения, удаляя тепло, выделяемое машинами и отводя горячий воздух к вентиляционному отверстию, расположенному на гребне крыши линейной секции высотой 14,50 м.
Процесс проектирования здания должен был быть гибким и поэтапным, поскольку ведущую роль играла постепенная доводка и калибровка машины, которая никогда ранее не строилась. Мы оценили несколько типов оболочек здания, в том числе металлическую, из префабрицированного бетона и полностью изготовленную из дерева.
Оборудование, сосредоточенное в основном внутри здания, дополняется компонентами, которые смонтированы вне его оболочки, главным образом на южной стороне, чтобы не мешать железнодорожным и автомобильным перевозкам: лес привозят во двор, примыкающий к северной стороне. Таким образом оболочка здания взаимодействует с заводом и внутри, и снаружи, поддерживая видимое обрабатывающее оборудование и соединяя Plaxil 8 с расположенными поблизости объектами, так что автономное здание превращается в сетевой узел.
Продумывая оболочку, мы сначала рассмотрели разделение строения на ряд модулей-домиков, увенчанных металлическим карнизом, расположенным на верхней части завода и соединяющим самую высокую и нижнюю секции по диагонали. Используя такой подход, можно зрительно сбалансировать кажущееся хаотичным размещение механизмов и линий.
Тем не менее окончательное решение заключалось в том, чтобы не противопоставлять индивидуальные формы зданий оборудованию, а скорее добиться того, чтобы здание выступало в качестве фона и “экрана” для машинерии, создавая несколько уровней глубины в ландшафте кампуса.
В этом процессе выяснения роли архитектуры относительно машин возникла концепция интерфейса: здание больше не является контейнером, автономной оболочкой, скрывающей производственный процесс. Вместо этого оно становится визуальными “лесами” и ведет диалог с механизмами, вовлекая их в создание нового ландшафта, который включает в себя интерьер и экстерьер, структуру здания и производственные структуры, новую оболочку и существующие цеха.
В нижней части здания поверхность железобетонных панелей гофрированная, таким образом создаётся непрерывная текстура: бетон перетекает в металлические листы, из которых произрастают металлические элементы. Наклонная часть крыши также покрыта светоотражающими металлическими панелями, но с вертикальными рёбрами, уравновешивающими силуэт здания на фоне неба. А компоненты в цеху, где формируется мат, частично спрятаны с помощью металлической сетчатой структуры.
Эти три типа облицовки уравновешивают вид открытой машинерии, не вступая с ней в противоречие. Существующие структуры взаимодействуют с новыми формами и линиями, создавая сбалансированный горизонт в кампусе. Такой контрапункт реализуется сетью соединений, которые создают транспортные линии для готовых панелей, связывающие Plaxil 8 с существующими зданиями.
фото интерьера Adriano Ferrara
Мы смогли оставить металлическую структуру открытой глазу благодаря специальному разрешению пожарного департамента. Это позволило, усиливая прозрачность интерьера, построить крещендо легких перекрывающихся рам с балками и колоннами двойного т-образного профиля, которые позиционируют оборудование на разных уровнях. Рама высотой более пятидесяти метров в цеху формирования мата создает впечатляющее вертикальное членение, в то время как последовательность порталов, окружающих пресс и линию разгрузки, создает бесконечную линейную перспективу. Здесь также видимая структура определяет не только характер интерьера, но и его связь со станками, размещенными на разных уровнях: тяжелое оборудование поддерживается легкими прозрачными лесами, образующими многослойное пространство.
«Интерфейс» формирует пространства Plaxil 8 и взаимосвязь между архитектурой и производством.
Еще про инженерное искусство
- III Форум «Инжиниринг и проектирование»: мнения профи
- Карло Ратти прописал Триесту водяные батареи
- Форум «Инжиниринг и проектирование» 2024