—вет шаговой доступности

÷ерковь Saint-Jacques-de-la-Lande – перва€, построенна€ в Ѕретани в 21 веке. ѕроект досталс€ португальскому архитектору јльваро —иза ¬иейра (Álvaro Siza Vieira), который был учителем притцкеровского лауреата Ёдуардо —ото де ћора (Eduardo Souto de Moura). “аким образом речь заведомо не шла о том, чтобы внедрить в застроенный п€тиэтажками район нечто пафосное. «ато также априори было €сно, что в шаговой доступности по€витс€ свет, которым —иза умеет оживл€ть и одухотвор€ть и более прозаические постройки.

храм в Ѕретани, вид с канала


‘ото: Joao Morgado
— градостроительной точки зрени€ божий дом вписываетс€ в существующую заур€дную застройку, напоминающую сносимые в ћоскве хрущевки: отдельно сто€щий объем ложитс€ в план и размерные характеристики окружени€, которое €зык не поворачиваетс€ назвать “архитектурным”. —ам ¬иера особенно подчЄркивает соответствие жилому корпусу, расположенному к северу от нового здани€.

фасад здани€ католической церкви с колокольней

Ќо это не мимикри€, а повышение ставок, при котором жилой массив, как сказочный лес, охран€ет заветный чертог. ‘ормально всЄ строитс€ на пр€моугольниках и окружност€х, олицетвор€ющих и ограничивающих, соответственно, небесное и земное.

—овременна€ церковь сплошь и р€дом функционирует как общественный центр, и церковь —в€того ∆ака не исключение, так что развивающа€с€ на двух уровн€х концепци€ выгл€дит предельно естественной. Ќад сравнительно небольшим (92 кв. м.) подвалом, отведЄнным дл€ технических и административных нужд, находитс€ квадратный “постамент” высотой 12 метров. ќн предназначен дл€ приходского центра, а сакральные помещени€ сосредоточены выше.

интерьер церковного зала

÷илиндр (внешний диаметр 14.75 м) вмещает церковный зал, рассчитанный на 126 человек. ¬ боковой часовне на юге есть крестильн€ с купелью, в полукруглой апсиде – изображение ƒевы и скинии, а бокова€ часовн€ с северной стороны стала приютом дл€ расп€ти€. Ќад обеими часовенками, кафедрой и основанием алтар€, положение которого определ€ет диагональна€ ось зоны дл€ прихожан, простираетс€ квадратна€ подвесна€ платформа. ќна, с одной стороны, служит основанием дл€ осветительного и вентил€ционного оборудовани€, а с другой – направл€ет световые потоки, так что церковное помещение освещено не только пр€мым верхним светом, но и отражЄнным.

естественное освещение церкви

€щик дл€ сбора пожертвований на дерев€нном постаменте —имволически вписанный в круг квадрат может восприниматьс€ как материальное воплощение ограничений повседневного быти€, а свет, которые его обтекает – как проблеск духовного начала, победоносно преодолевающего любые преграды. “есна€ св€зка между эстетикой, символикой и функцией – одно из главных достоинств нового церковного здани€.

поверхность фасада с проЄмом

≈го стены возведены из укреплЄнного бетона, и на их поверхности заметны следы от опалубки: важна€ капл€ рукотворности в море массовой застройки. ќконные проЄмы заполнены дерев€нными рамами с алюминиевой отделкой на внешней поверхности.

интерьер входной зоны приходского центра
Ќа фото: интерьер приходского центра, внизу слева – лестница, ведуща€ в ризницу. ¬ здании есть лифт, и все помещени€ доступны дл€ людей с ограниченными возможност€ми.

лестница в ризницу ѕримечательно, что в интерьерах приходского центра и самого храма использована одинакова€ отделка стен: они зашиты мраморными панел€ми (110 см), а выше окрашены. Ёто равенство без уравниловки, поскольку угловата€ проза общественных помещений всЄ равно разительно отличаетс€ от поэзии церковных.

÷ерковь Saint-Jacques-de-la-Lande создана јльваро —иза как органическа€ часть существующей городской жизни, но даже если от неЄ не останетс€ камн€ на камне, храм сохранитс€ и сохранит свою прит€гательность, основанную на простой геометрии и сложном поиске божественного начала.

јвтор:


ќставить комментарий


≈ще про novosti

≈ще про бетон

≈ще про современна€ архитектура

≈ще про ‘ранци€




поделитьс€ вконтакте поделитьс€ на фейсбук
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS  арта