Свет шаговой доступности
Церковь Saint-Jacques-de-la-Lande – первая, построенная в Бретани в 21 веке. Проект достался португальскому архитектору Альваро Сиза Виейра (Álvaro Siza Vieira), который был учителем притцкеровского лауреата Эдуардо Сото де Мора (Eduardo Souto de Moura). Таким образом речь заведомо не шла о том, чтобы внедрить в застроенный пятиэтажками район нечто пафосное. Зато также априори было ясно, что в шаговой доступности появится свет, которым Сиза умеет оживлять и одухотворять и более прозаические постройки.
Фото: Joao Morgado
С градостроительной точки зрения божий дом вписывается в существующую заурядную застройку, напоминающую сносимые в Москве хрущевки: отдельно стоящий объем ложится в план и размерные характеристики окружения, которое язык не поворачивается назвать “архитектурным”. Сам Виера особенно подчёркивает соответствие жилому корпусу, расположенному к северу от нового здания.
Но это не мимикрия, а повышение ставок, при котором жилой массив, как сказочный лес, охраняет заветный чертог. Формально всё строится на прямоугольниках и окружностях, олицетворяющих и ограничивающих, соответственно, небесное и земное.
Современная церковь сплошь и рядом функционирует как общественный центр, и церковь Святого Жака не исключение, так что развивающаяся на двух уровнях концепция выглядит предельно естественной. Над сравнительно небольшим (92 кв. м.) подвалом, отведённым для технических и административных нужд, находится квадратный “постамент” высотой 12 метров. Он предназначен для приходского центра, а сакральные помещения сосредоточены выше.
Цилиндр (внешний диаметр 14.75 м) вмещает церковный зал, рассчитанный на 126 человек. В боковой часовне на юге есть крестильня с купелью, в полукруглой апсиде – изображение Девы и скинии, а боковая часовня с северной стороны стала приютом для распятия. Над обеими часовенками, кафедрой и основанием алтаря, положение которого определяет диагональная ось зоны для прихожан, простирается квадратная подвесная платформа. Она, с одной стороны, служит основанием для осветительного и вентиляционного оборудования, а с другой – направляет световые потоки, так что церковное помещение освещено не только прямым верхним светом, но и отражённым.
Символически вписанный в круг квадрат может восприниматься как материальное воплощение ограничений повседневного бытия, а свет, которые его обтекает – как проблеск духовного начала, победоносно преодолевающего любые преграды. Тесная связка между эстетикой, символикой и функцией – одно из главных достоинств нового церковного здания.
Его стены возведены из укреплённого бетона, и на их поверхности заметны следы от опалубки: важная капля рукотворности в море массовой застройки. Оконные проёмы заполнены деревянными рамами с алюминиевой отделкой на внешней поверхности.
На фото: интерьер приходского центра, внизу слева – лестница, ведущая в ризницу. В здании есть лифт, и все помещения доступны для людей с ограниченными возможностями.
Примечательно, что в интерьерах приходского центра и самого храма использована одинаковая отделка стен: они зашиты мраморными панелями (110 см), а выше окрашены. Это равенство без уравниловки, поскольку угловатая проза общественных помещений всё равно разительно отличается от поэзии церковных.
Церковь Saint-Jacques-de-la-Lande создана Альваро Сиза как органическая часть существующей городской жизни, но даже если от неё не останется камня на камне, храм сохранится и сохранит свою притягательность, основанную на простой геометрии и сложном поиске божественного начала.
Еще про novosti
- Началась реставрация памятника авангардной архитектуры – ДК «Серп и Молот»
- Новый кампус БФУ строится в Калининграде
- Боливия заменит Россию на биеннале в Венеции
Еще про бетон
- Школа Реджо – финалист премии Миса ван Дер Роэ 2024
- Штаб-квартира в сложном контексте
- Дом-подкова от Hiroyuki Ito
Еще про современная архитектура
- Школа Реджо – финалист премии Миса ван Дер Роэ 2024
- Дом Mirador – победитель BASC
- Боливия заменит Россию на биеннале в Венеции