Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Авангардстрой. Архитектурный ритм Революции

1 декабря 2017 года в московском Государственном музее архитектуры им. Щусева стартовал масштабный выставочный проект «АВАНГАРДСТРОЙ. Архитектурный ритм Революции», приуроченный к 100-летнему юбилею Октябрьской революции 1917 года. Архитектор Зарина Куликова от имени и по поручению Формы побывала на пресс-показе экспозиции и написала обзор, подтверждающий, что иногда ожидания оправдываются.

архитектурный авангард - фрагмент экспозиции

«Новая архитектура для новых людей»

Восемь выставочных залов музея (с авторской графикой , макетами, фотографиями и документами) познакомят зрителей с уникальным явлением, оказавшим огромное влияние на развитие мировой архитектурной, дизайнерской мысли.

архитектура авангарда - макет башни Это был очень краткий период свободы, позже жестоко раздавленный сталинизмом-тоталитаризмом. Время энтузиастов и подвижников, учитывавших и переосмысливавших опыт и идеи гуманистов, романтиков девятнадцатого столетия. Время расцвета художников, находившихся в вечном поиске, чтобы в самых неожиданных экспериментах, грёзах-фантазиях о светлом будущем человечества, обрести красоту и гармонию, благоденствие. Это был удивительный прорыв неограниченной свободы творчества, экспериментов, время Казимира Малевича, Павла Филонова, Василия Кандинского, Владимира Татлина, Владимира Маяковского, Велимира Хлебникова, Даниила Хармса, Всеволода Мейерхольда и многих-многих других.

Институт библиотековедения им. Ленина в Москве на Ленинских горах

Первый зал посвящен работам русского архитектора Ивана Ильича Леонидова. У посетителя есть чудесная возможность ознакомиться с проектом (выставлен замечательный объемный макет здания) Института библиотековедения им. Ленина в Москве на Ленинских горах (сегодня они называются Воробьевыми горами) и самой важной, самой интересной работой автора – проектом «Города Солнца».

макет здания Центросоюза, Ле Корбюзье

Во втором зале посетители смогут увидеть конкурсный проект здания «Центрсоюза» в Москве, авторства архитекторов Ле Корбюзье и Пьера Жанере, получивший первую премию конкурса и реализованный под надзором архитектора Николая Колли, первый офисный центр, появившийся в молодом советском государстве.

народный дом имени Ленина

Третий зал рассказывает посетителю о развитии профсоюзного движения и о строительстве профсоюзных клубов. Культурная революция, создающая «людей будущего», должна была происходить в пространствах таких клубов. Центры, где «новые люди» могли учиться, развлекаться, заниматься спортом, где можно было заниматься со своими детьми.

Здесь можно увидеть проекты таких шедевров архитектуры, как клуб им. Зуева авторства архитектора Ильи Голосова, дворец культуры ЗИЛ авторства архитекторов братьев Весниных, дворец культуры С.П. Горбунова авторства архитектора Якова Корнфельда и других. Также в зале представлен проект интерьеров Рабочего Клуба для павильона СССР на международной выставке 1925 года в Париже, разработанный и выстроенный Александром Родченко вместе со студентами металлообрабатывающего факультета ВХУТЕМАСа. Павильон произвел на публику эффект разорвавшейся бомбы своей свежестью, новизной и одновременно – простотой решений.

здание ТАСС

В четвертом зале представлены проекты административных зданий, возводившихся тогда по всему пространству СССР – Дворцов Труда, Домов Советов, Дворцов Народа и подобных. Экспериментальное проектирование, поиск новых форм для крупных общественных сооружений с привлечением мастерских ВХУТЕМАСа, ИНХУКа, ЖИВСКУЛЬПТАРХа. Представлены работы архитекторов Н.А. Ладовского и В.Ф. Кринского, повлиявших на образы высотной архитектуры авангарда.

Сооружения на Клязьме

Пятый зал рассказывает об организации отдыха трудящихся: о проектировании и строительстве санаториев, детских лагерей отдыха, лечебных курортов. Например, многим будет интересно увидеть проект пионерского лагеря «Артек» и не только его.

здание жилищной коммуны Столовая в стройкубе детский центр в стройкубе

Шестой зал рассказывает о футуристических проектах переустройства целых городов, городских жилых кварталов, жилых комплексов, фабрик-кухонь, жилкомбинатов, домов-коммун, квартир, а также типовых интерьеров и индивидуальных авторских – с замечательными фантастическими находками архитекторов и художников, которые актуальны и сегодня. Помимо мастерских ВХУТЕМАСа, в проектах принимали участие и группировки ОСА, АСНОВА. «Нового человека» формирует окружающее пространство, человек изменяет мир вокруг к лучшему.

Седьмой зал – кинобудка. Здесь посетитель может увидеть фильм о том, как создавалась эта выставка, как происходил сбор материалов, как составлялся реестр объектов архитектурного наследия русского авангарда, реализованных, построенных на территории РФ, доживших до наших дней.

Одна из задач выставки – привлечь внимание к бедственному положению архитектурных памятников, попытка призвать общество к сохранению мирового культурного наследия. Всего удалось обнаружить 1758 памятников, причём 895 из них не имеют никакого охранного статуса.

В хорошем сохранном состоянии сегодня находится здание московского Планетария авторства архитекторов М. О. Барща, М. И. Синявского и инженера Г. А. Зундблата, а также здание библиотеки в городе Выборг, авторства архитектора Алвара Аалто и частный дом архитектора Мельникова в Москве. Хотя и его существование под угрозой из-за постоянно ведущейся уплотняющей застройки вокруг.
Большинство памятников находится в плачевном состоянии, некоторые – уже в руинированном.

Дом Наркомфина в Москве, например, можно считать уже утерянным, в связи с тем, что конструкции здания полностью сгнили. Мы сейчас наблюдаем «призрак» здания, процесс разрушения которого находится в необратимой стадии (тот самый случай, когда проще и дешевле снести вовсе, и возвести по старому проекту копию). И такое состояние не столько из-за прошедших десятилетий, сколько из-за ужасных условий при возведении, это были времена гражданской войны, голода и разрухи, повсеместного дефицита во всех сферах, из-за чего использовались некачественные материалы, нарушались технологические правила, а бывало такое, что сами материалы были изначально экспериментальными и не предполагали никакой длительной эксплуатации.

Кроме того, часть сооружений до сих пор является действующим жилым фондом, как в Челябинске, например, где люди даже и не подозревают, что живут в архитектурных шедеврах – их больше беспокоит, что подвал затоплен и крыша течет. Кое-где никогда не было ремонта, объекты подвергались несогласованным перестройкам и сносам корпусов.

эскиз рабочего с колесом Восьмой зал повествует о проектах крупных промышленных предприятий. В первую пятилетку существования советского государства было построено 1500 крупных промышленных предприятий – по всей стране, в Магнитогорске, Челябинске, Свердловске, Новокузнецке, Нижнем Тагиле, такие заводы как Уралмаш, ГАЗ и ЗИС.
В феврале 1920 года по инициативе В. И. Ленина была создана Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО). ДнепроГЭС был одним из многих объектов плана ГОЭЛРО. Автор проекта инженер И. Г. Александров, совместно с архитекторами В.А. Весниным, Николаем Колли, Г.М. Орловым, С.Г. Андреевским.

Кураторы проекта: Чепкунова И.В., Костюк М.А., Желудкова Е.Ю., Власова Е.А.
Экспозиция разработана архитектурной мастерской Тотана Кузембаева.
Выставка продлится до 1 апреля 2017 года.

Автор:



всего 1 мнение на тему “Авангардстрой. Архитектурный ритм Революции”


  1. boguslaw witkowski says:

    Magnificent !

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про novosti

Еще про выставка

Еще про российская архитектура

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта