Ђ—тальной бризї в пространстве города

“екст и иллюстрации – архитектор ƒмитрий “€син

Ђѕространство, а не камень материал архитектурыї
Ќ. ј. Ћадовский

¬ 2013 г. в центральной части города ћинска в неимоверно стеснЄнных услови€х на участке в 6 соток создано внесистемное многофункциональное здание (1-4).
ќбъЄмно-пространственное и архитектурно-планировочные решени€ здани€ формировалось под вли€нием двух неразрывных, сплетЄнных между собой направлений мысли архитектора.

  1. —оздание уникального художественного образа, материализаци€ ассоциаций и ощущений.
  2. ќбеспечение экономических параметров здани€, которые смогли бы гарантировать возврат и окупаемость инвестиций.
коллаж на тему здани€ в стиле блоб
–ис. 1. ћинск. улица ћосковска€ 22.  оллаж “ѕо€вление объекта”. Ќиже: фото 2-4


фундамент здани€ каркас здани€ в процессе строительства   здание в контексте, вид сверху

‘ормирование образа

—ложивша€с€ архитектурна€ среда в этом фрагменте центра города состоит из рубленных пр€моугольных объЄмов. —реди них; лини€ застройки улицы ћосковска€ , здание дома Ѕыта, корпуса завода –”ѕ ЂЅелмедпрепаратыї. ¬спомина€ весь алгоритм творческого процесса, все нахлынувшие ассоциации и ощущени€ в процессе создани€ образа здани€, особо хочу выделить изначальную, доминирующую потребность в создании градостроительного акцента, прерывающего монотонный строй, использу€ контраст формы проектируемого здани€ по отношению к окружающей массе городской структуры.

¬ плотно застроенном городском квартале мегаполиса, на перекрЄстке крупных автомобильных и железнодорожных артерий с бесчисленным потоком горожан, ощущалось желание почувствовать дуновение прибрежного ветра, свежесть воздуха от множества прохладных капель, при€тных ощущений от монотонного ритма всплеска волн. ћатериализовать весь ассоциативный р€д с набегающей на берег волной, гонимой свежим прибрежным бризом, на интуитивном уровне стало возможным использу€ философию и принципы Ђблоб-архитектурыї, а так же соблюда€ преемственность 5 принципам Ће  орбюзье.

јрхитектурное направление Ђблоб-архитектураї зародилось в начале нового тыс€челети€, как неизбежное следствие революционных процессов в программировании и,формиру€ его, во всЄм мире, в разных странах, не сговарива€сь, стали создавать здани€ необычной, уникальной архитектуры – без традиционных симметричных форм, без всеобщих программных документов, основыва€сь, прежде всего, на новом технологическом укладе общества.

ЂЅлобї, в переводе с английского Ђкапл€ї. –ациональность объЄма и плавные линии капли, при€тные ощущени€ от слов Ђкапл€ росыї, Ђкапл€ дожд€ї , настраивают на всеобщую св€зь с природой. ¬ интерпретации этого стил€, здани€ генерировались с доселе неизвестным, €рким, неповторимым, запоминающимс€ обликом. ЂЅлоб-архитектураї – это неизбежный выплеск эмоций архитектора в форме, который стал возможен только благодар€ внедрению цифровых автоматизированных процессов в проектном деле.

Ѕлоб-форма Ц это более сложный тип формы, чем привычные, традиционные формы, построенные на геометрии сферы, цилиндра, конуса или куба. “о, что всегда было в творческом сознании архитектора, но сковывалось возможност€ми научного прогресса, вдруг в одночасье вырвалось в пространство мира. √лавным направлением самого молодого и перспективного стил€ в архитектуре, €вл€етс€ стремление к принципам органичной гармонии, между внешней формой и рационализмом внутреннего стро€, через плавность и м€гкость форм, которые присущи объектам природного происхождени€. Ќо блоб-архитектура не повтор€ет и не подражает формам природных объектов, а лишь через пластику, ритм, движение ассоциативно св€зана с ними.

планы офисного здани€ в форме капли

ѕередача в объЄме построенного здани€ собственных ассоциаций включает в себ€ пр€мое цитирование природы только в цветовом решении фасадов, где на песчаный берег набегает каскадна€ прибрежна€ волна стального серого цвета. ¬месте с тем волна, разрушающа€ водную гладь, передаЄтс€ через пластичные линии фасада, и ритм набегающей волны, передаЄтс€ через уступы фасада, имитирующие изрезанность берега.

ѕланы офисных этажей выполнены в форме, стрем€щейс€ к капле – символу Ђблоб-архитектурыї (рисунок 5). Ќо это не было самоцелью: на тождественность образа здани€ принципам ЂЅлоб-архитектурыї € обратил внимание уже после ввода объекта в эксплуатацию.  аплевидна€ форма объЄма выкристаллизовывалась в процессе работы под воздействием пространственных ограничений и ассоциативных образов. –ешалась задача развить, дополнить существующую пространственную композицию, обеспечить перелив пространства и открытие перспектив окружающей застройки, создать градостроительный акцент, а не Ђзапломбироватьї пространство.

ќдной из сложных составл€ющих этой задачи было желание избежать примитивного торцевого фасада при раскрытии объЄма при движении по улице ћосковской с площади Ќезависимости. —делать этот фасад таким же главным, интересным, равноценным по отношению ко всем другим фасадам, плавными лини€ми подчеркнуть и раскрыть пластику всего объЄма здани€. ”йти от традиционного делени€ фасадов на главный, боковой и задний. (фото 7-9)

ситуативный план - карта территории

ѕоложение здани€ в пространстве города характерно тем. что оно раскрываетс€ всем своим объЄмом, со многих значимых видовых ракурсов. Ќаход€сь между улицами ћосковской и ‘абрициуса Ђкак на ладониї, в дополнение, оно активно просматриваетс€ и с ул. —уражской (рисунок 6). ¬ этой св€зи очень важно помнить, что структура и пластика здани€ не должны Ђпрочитыватьс€ї с одного фасада, как например лапидарна€, аскетична€ форма Ђ’рущЄвкиї.

¬ идеале при воспри€тии объектов архитектуры объЄм здани€ должен увлечь, заинтересовать, вызвать желание обойти, посмотреть со всех сторон, чтобы составить целостную картину. (–исунок 15-22)

обращенный к улице фасад офисного здани€ обращенный во двор фасад офисного здани€
вогнутый фасад здани€ ‘асады, фото 7-9

ќбъЄмно-планировочное решение

градостроительна€ ситуаци€: схема
–исунок 10

ќбъЄм здани€ формировалс€ по принципу создани€ скульптуры, который высказал великий италь€нский скульптор, архитектор, мыслитель ћикеланджело Ѕуонарроти : Ђ  аждый кусок камн€ имеет внутри себ€ скульптуру и задача скульптора еЄ обнаружить. я беру глыбу мрамора и отсекаю от неЄ все лишнееї. јрхитектор в творческом процессе подобен скульптору, где вместо мраморной глыбы, глыба виртуального пространства.

¬ процессе работы над проектом из пр€моугольной глыбы объЄмом 24 576 м3, виртуально построенной в пространстве на основе п€тна застройки и максимально возможной высоты, исход€ из градостроительной ситуации (рисунок 10), осторожно, шаг за шагом, отсекалось лишнее. ¬ итоге в Ђстружку и пыльї ушло 25 % виртуального пространства, но всЄ же 75% материализовано. ќбъЄм построенного здани€ составл€ет 18 432 м3 (выше уровн€ земли).

» в этой св€зи особо хочетс€ остановитьс€ подробнее на том, что было предоставлено, а лучше сказать ЂотвоЄваної дл€ строительства объекта. ћне приходилось реализовывать многие объекты, в каждом из них были свои сложности, но с подобной ситуацией € встретилс€ впервые и думаю, больше не встречусь. ѕолученное п€тно застройки объекта – это максимально возможный дл€ строительства земельный участок освобождЄнный от инженерных сетей и строений , а также учитывающий противопожарные разрывы между соседними знани€ми и совместимость с окружающей существующей застройкой.

ѕлощадь этого земельного участка 24х32 м, это чуть больше, чем стандартные дачные 6 соток. ”часток примыкает к существующему подземному переходу метро, но основной его особенностью €вл€етс€ немыслима€, запредельна€ плотность инженерных сетей, проход€щих через участок. »х нужно было убрать, вынести из под п€тна застройки.  онцентраци€ инженерных сетей, котора€ напоминает Ђклубок змейї, пронизывающих подземное пространство маленького участка на разных уровн€х, стоит того, чтобы их перечислить.

1. —амотЄчные сети:
– хоз-бытова€ канализаци€ диам. 400мм;
– канализаци€ завода –”ѕ Ђћедпрепаратыї диам. 200 мм;
– ливнева€ канализаци€ диам. 400 мм.
2. Ќапорные сети:
– напорна€ ливнева€ канализаци€ подземного перехода с накопительным резервуаром;
– водопровод диам. 600 мм;
– водопровод завода Ђћедпрепаратыї диам. 300 мм.
3. “епловые сети:
– теплотрасса торгового объекта, расположенного на земельном участке;
– теплотрасса отоплени€ ступеней подземного перехода.
4. Ёлектрические сети:
– 3 кабел€ ““” троллейбусного движени€. 0,66 к¬;
– силовой электрический кабель 10 к¬;
– силовой электрический кабель 0,4 к¬;
– кабель наружного освещени€.
5. “елефонна€ канализаци€.
6. ¬оздушна€ лини€ сети радиофикационной св€зи.

¬ процессе выноса инженерных сетей из под п€тна застройки, самой напр€жЄнной и трудной была работа по перекладке хозбытовой, самотЄчной канализации открытым способом, на глубине 8 м от поверхности земли (высота 3х этажного здани€) в плотном окружении и в зоне действи€ нескольких высоковольтных кабельных трасс, телефонных линий специального назначени€, близости существующего здани€ Ђƒома бытаї с неглубоким заложением фундамента, и посто€нным интенсивным пешеходным потоком (фото 11-13).

‘ото1:перенос хоз€йственной канализации ‘ото2: перенос хоз€йственной канализации
‘ото3: перенос хоз€йственной канализации ‘ото 11-13. ¬ынос хоз€йственно-бытовой канализации из под п€тна застройки

 райне стеснЄнные услови€, глина, невозможность производить работы экскаваторами, требовали прин€ти€ сложных ежедневных организационных решений дл€ выполнени€ данной работы. ¬ конечном итоге работа была выполнена с использованием грейферного ковша Ємкостью 0,25 м3 и автомобильного крана.

»сход€ из подобной Ђособенностиї земельного участка, затраты на вынос сетей из-под п€тна застройки были настолько значительные, что до последнего момента ставили под угрозу саму идею реализации инвестиционного проекта. ”читыва€, что перераспределение затрат на подготовку земельного участка находитс€ в обратной пропорциональной зависимости от количества общей площади здани€, поэтому по умолчанию на данном земельном участке решалась задача размещени€ здани€ с максимально возможным объЄмом – при максимально возможной коммерческой части проекта.

„ем больше обща€ площадь здани€, тем меньше в процентном отношении вынужденна€ составл€юща€ затрат по подготовке территории в структуре себестоимости 1 м2 общей площади, соответственно, тем больше инвестиционна€ привлекательность объекта. ѕрин€та€ в проекте максимально возможна€ высота здани€ 32 м не имела альтернативных вариантов исход€ из формировани€ силуэта на развЄртке застройки улицы ћосковской.

ѕланировочна€ структура подвального и первого этажа полностью повтор€ет контуры п€тна застройки (фото 2) и при этом максимально использует земельный участок, образу€ основание, стилобат, который придаЄт зрительную устойчивость, завершЄнность зданию (рисунок 24-25). ќбъЄм второго этажа, где располагаетс€ кафе на 88 посадочных мест с открытыми террасами, выполн€ет роль переходного объЄма между стилобатом здани€ и основным офисным объЄмом. «а счЄт уменьшени€ объЄма второго этажа и создани€ над ним консольного нависани€ верхних офисных этажей, облегчаетс€ зрительное воспри€тие объекта в целом (рисунок 26).

«а основу формировани€ планировочной структуры офисной части здани€ прин€та сама€ рациональна€ и устойчива€ система, созданна€ в природе в процессе эволюции (рисунок 14). Ёта система заложена и на макроуровне в строении «емли и на микроуровне в строении клетки, как основного структурного элемента живой природы. ¬ строении «емли €дро окружено мантией, в строении клетки €дро окружено цитоплазмой.

схемы строени€ клетки и земли
рисунок 14

¬ построенном здании €дро сформировано в центре плана этажа, из элементов, обеспечивающих жизнеобеспечение здани€, в том числе; вертикальные коммуникации (лифты, светлые пожарные лестницы), раздельные санузлы, весь комплекс магистральных внутренних инженерных сетей, воздуховоды вентил€ции, дымоудалени€, сто€ки отоплени€, канализации, внутреннего водостока, водопровода, каналы электрических, телефонных, компьютерных сетей (рисунок 27).

÷ентральное размещение магистральных сетей обеспечивает равноудалЄнность от всех помещений этажа, а следовательно рациональность и оптимальность горизонтальных участков внутренних сетей в пределах этажа. ¬ составе €дра размещаетс€ внутренний коридор замкнутой кольцевой структуры, объединЄнный с лифтовым холлом, что обеспечивает рациональный доступ ко всем помещени€м в пределах этажа, к пожарным лестницам и ко всем транзитным трассам внутренних сетей.  ольцева€ структура внутреннего коридора имеет естественное освещение через витраж и выход на балкон. Ќа остальной площади этажа, котора€ распределена вдоль наружного светового периметра здани€, размещаютс€ офисные помещени€ свободной планировки с панорамными видами. √лубина светового фронта офисных помещений обеспечивает комфортное естественное освещение.

ребро блоб-архитектуры остеклЄнный выпукло-вогнутый фасад ритм окон на выпуклом фасаде балконы в ракурсе ритм смещений на фасаде
фото 15-19.

входна€ группа выпуклый фасад, блоб балконы на фасаде в ракурсе
фото 20-22

‘ункциональное назначение

ѕостроенный объект представл€ет собой многофункциональное здание, включающее в себ€ несколько функционально-планировочных компонентов, образующих функциональные зоны: офисные помещени€ (основна€ функци€), предпри€ти€ торговли, предпри€ти€ общественного питани€. ¬се функциональные зоны взаимосв€заны и образуют единую планировочную структуру, но в тоже врем€, в каждую функциональную зону предусмотрены отдельные входные группы, что обеспечивает возможность автономного функционировани€.

 оличество этажей в здании – 10.

¬ структуре здани€ функциональные зоны распределены следующим образом:

  • подвальный этаж: продовольственный магазин, в который предусмотрен вход и с уровн€ земли и с уровн€ подземного перехода метро (рисунок 23);
  • первый этаж: торговые бутики, павильоны, аптека, кафе на 20 посадочных мест, технические помещени€ (рисунок 24);
  • второй этаж: кафе на 88 посадочных мест, кухн€, банкетный зал, бар, открыта€ терраса (рисунок 25);
  • с третьего по восьмой этаж: офисные помещени€. ¬ офисную часть здани€ организован изолированный от других групп помещений вход с вестибюльной группой со стороны дворового фасада р€дом с автосто€нкой (рисунок 22);
  • дев€тый этаж: технический.

ƒл€ обслуживани€ объекта предусмотрена открыта€ плоскостна€ автосто€нка на 84 машино-места.

план подвала план первого этажа
–ис. 23. ѕлан подвального этажа.   –ис. 24. ѕлан первого этажа.

план 2-го этажа план офисного этажа
–ис. 25. ѕлан 2 этажа.   –ис. 26. ѕлан офисного этажа.

ќсновные технико-экономические показатели

  • —троительный объЄм здани€ 21 300 м3
  • ќбща€ площадь 5 500 м2
  • ѕлощадь продовольственного магазина 740 м2
  • ѕлощадь торговых бутиков и павильонов 400 м2
  • ѕлощадь предпри€тий общественного питани€ 540 м2
  • ѕлощадь офисных помещений 2 200 м2
  • ѕлощадь эксплуатируемой кровли 490 м2
  • «аключение

     роме всех известных предназначений архитектуры, на мой взгл€д, на глубинном, подсознательном уровне она ещЄ €вл€етс€ сценарием вложени€ инвестиций. јрхитектура Ц это продукт совместного интеллекта архитектора и заказчика. ћногие знаковые долгострои у нас в ћинске почему-то никто не рассматривает с точки зрени€ провальной архитектуры. јрхитектор своей работой изначально закладывает либо успех, либо мучени€. », как правило, устранение системных ошибок архитектора выполн€етс€ в Ђнервном штурмеї за счЄт значительных издержек инвестора.

    јрхитектура – это генный код, ƒЌ  инвестиций, и очень немногие св€зывают Ђатомнуюї себестоимость и жуткие сроки строительства объекта с его архитектурно-планировочными решени€ми.

    ¬ заключение хочу сказать о названии бизнес-центра. —егодн€ он называетс€ ЂTerrumї.   моему сожалению, родное им€ объекту не дали по банальной причине. ¬ словах ЂSteel Breezeї больше букв чем в слове ЂTerrumї , а следовательно – рекламна€ конструкци€ дороже. Ёта досадна€ мелочь, как песчинка в море взаимопонимани€ и удовольстви€ от работы с высокоинтеллектуальным заказчиком. Ќо мен€ не покидает надежда, что со временем зданию будет возвращено им€, заложенное при рождении: ЂSteel Breezeї —тальной ветер (рисунок 27).

    офисное здание —тальной ветер
    рисунок 27

јвтор:


целых 8 комментари€ (ев) к публикации “Ђ—тальной бризї в пространстве города”

  1. 8

    Dmytry высказалс€(лась)так:


    ¬се проекты отражают “дух времени”. —егодн€ многие интеллектуальные тенденции и предпосылки пересматриваютс€. –ациональность использовани€ пространства,площади ,материала, времени уже осознанна€ необходимость. ¬споминаю площадь им.Ћенина в “ашкенте. “Ёспланада дл€ одинокого пешехода”. —разу думаю, а как же кадастрова€ стоимость земли, а как же возврат инвестиций? ¬ твите 140 знаков, дл€ того чтобы люди научились выражатьс€ кратко и по существу.ѕлотна€ застройка центров городов – это следствие стремительных процессов современной жизни.

  2. 7

    petr высказалс€(лась)так:


    ѕосадил в п€тно, ничего не скажешь. Ќо кому-то нужно руки оторвать за тесноту.

  3. 6

    ƒмитрий высказалс€(лась)так:


    Ѕлагодарю ! ћне очень при€тно. … ƒополню. »значально было желание м€гко, уважительно, “не толка€сь” с сосед€ми находитс€ в пространстве. ¬се мои попытки размещени€ объЄма в традиционных формах , неминуемо создавали конфликт с окружением.Ќо “Ѕлоб-архитектура” не была самоцелью: на тождественность образа здани€ принципам ЂЅлоб-архитектурыї € обратил внимание уже после ввода объекта в эксплуатацию.  аплевидна€ форма объЄма выкристаллизовывалась в процессе работы под воздействием пространственных ограничений и ассоциативных образов. –ешалась задача развить, дополнить существующую пространственную композицию, обеспечить перелив пространства и открытие перспектив окружающей застройки, создать градостроительный акцент, а не Ђзапломбироватьї пространство.

  4. 5

    Piter&Pavel высказалс€(лась)так:


    ¬тиснул здание мастерски)) Ќо блоб-архитектура тут скорее повод, € считаю.

  5. 4

    Dmytry высказалс€(лась)так:


    —пасибо…јрхитектор, также как врач или математик, имеет свои услови€ задачи в каждом конкретном случае.

  6. 3

    Tim высказалс€(лась)так:


    —ильна€ работа, а урбанистика жутка€(

  7. 2

    Dmytry высказалс€(лась)так:


    Ѕлоб-архитектура не повтор€ет и не подражает формам природных объектов, а лишь через пластику, ритм, движение ассоциативно св€зана с ними.≈сли отойти от стил€, то можно лишний раз сказать, что этажный план показывает организационную логику здани€, рациональность, гармоничность между базовыми (лифты, пожарные лестницы, туалеты….) и основными пространствами.Ётажный план бесчисленными алгоритмами св€зан с объЄмом.ѕластика, пропорции взаимно перетекают из пространственных структур в плоскостные.ќшибки или достоинства планировки этажного плана неизбежно передаютс€, трансформируютс€ в объЄм.ј мозг получив любой фрагмент информации по своим сложнейшим нейронным программам выстраивает зрительные образы. »нформаци€ по генератору в »стре очень интересна€, спасибо.

  8. 1

    yu высказалс€(лась)так:


    Ѕлоб-капл€, геометри€ этой формы есть сочетание гиперболической и евклидовой геометрий в объеме, а не по вертикали, из образа капли, если так строить проще это не значит иметь технологию производства каплевидных пространств.  аплевидность здани€ это спиральна€ технологи€ котора€ по€вилась в ———–, первый купол-капл€-генератор строили в »стре.

ќставить комментарий


≈ще про realty

≈ще про современна€ архитектура




поделитьс€ вконтакте поделитьс€ на фейсбук
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS  арта