ѕространство “евь€на

“Ќа втором плане всЄ должно отличатьс€ по тону”, – произнЄс один профессиональный художник, рассматрива€ вместе со мной акварель јркади€ “евь€на на его посмертной персональной выставке. ”верена, что “евь€н знал это школьное правило, как и множество других: именно излишние познани€ часто мешают архитекторам заниматьс€ искусством.

акварель озеро, јркадий “евь€н


ј “евь€н с годами стал более отзывчив к шуткам, которые играет с нами врем€, тасующее планы и приближающее к глазам далЄкие сюжеты. ќт этого его акварели только выиграли, поскольку технически он и так справл€лс€. » маленькие северные пейзажи в рамках отдельно вз€той судьбы в конце концов стали вровень с построенными в нашем городе домами, а может быть, даже заслонили их.

зимний пейзаж, јркадий “евь€н

стройка, акварель, јркадий “евь€н Ёкспозицию в ƒоме архитектора на Ѕольшой ћорской организовал плем€нник јркади€ Ўаэновича, архитектор »горь ‘ирсов. Ќа вернисаже почти не было посторонних, и никто публично не говорил об акварел€х, потому что в глазах друзей и учеников јркадий “евь€н затмил всЄ, что ему удалось сделать.

северный пейзаж, јркадий “евь€н

јркадий Ўаэнович “евь€н

28 апрел€ 1927 года в городе Ѕаку јзербайджанской республики (ныне страна јзербайджан) в семье инженера экономиста Ўаэна јркадьевича “евь€на родилс€ мальчик, которого назвали по традиции в этой семье јркадием в честь деда Ц јркади€ Ўаэновича. ќтец јркади€, ровесник века (родилс€ в 1900 году) был участником бурных событий на  авказе. ¬ступив в р€ды 11  расной јрмии, участвовал в освобождении  авказа. ¬ 1922 году демобилизовалс€ и был откомандирован дл€ учЄбы в ѕолитехнический институт города Ѕаку, где одновременно с учЄбой начал работать в системе Ђ јзнефть ї.

¬ 1938 году семь€ Ўаэна јркадьевича вместе с семь€ми своих сестЄр, ≈лены јркадьевны и јнны јркадьевны переезжают в Ћенинград. ј в 1941 году они вместе с предпри€тием, на котором работал Ўаэн јркадьевич уезжают в эвакуацию в город  азань. «десь јркадий учитс€ в школе. ”спешно занимаетс€ в балетном кружке, одновременно увлекаетс€ рисованием, которое любил с самого раннего детства и пока ещЄ не знает чему отдать предпочтение. ¬ последний год эвакуации в автомобильной катастрофе погибает его мать ћари€ ћарковна “евь€н (девичь€ фамили€ –€боконь). јркадий поступает работать на завод. –аботает слесарем и одновременно кончает вечернюю школу.

¬ 1945 году он с отцом возвращаетс€ в Ћенинград и здесь вместе со своим другом √еннадием Ѕрусенцевым усиленно готовитьс€ поступать в Ђ’удожественное училище им. ћухинойї на живописный факультет. ќни оба поступают и успешно заканчивают первый курс. » в это врем€ в жизнь јркади€ вмешиваетс€ судьба. ќн знакомитс€ с архитектором, который в это врем€ был ректором јкадемии ’удожеств официальное название Ђ»нститут живописи, скульптуры и архитектуры им. –епина ¬ј’ ¬иктором ‘едоровичем “велькмейером и по его совету поступает на архитектурный факультет.

«накомство с античным искусством превращаетс€ дл€ јркади€ в насто€щую любовь к античности, которую он пронес через всю жизнь. Ќа первом курсе архитектурную композицию и начертательную геометрию преподавал профессор —ергей яковлевич “урковский, который оказал огромное вли€ние на всю дальнейшую жизнь јркади€. ќкончив јкадемию јркадий, стал его помощником, а в дальнейшем и заменил его. ѕреподавал јркадий с удовольствием, любил студентов, легко находил с ними общий €зык и заражал их своей любовью к античности.

”читьс€ на архитектурном факультете было очень интересно, и учились мы, в основном в самом здании јкадемии. ƒомой уходили только спать и отдохнуть, а перед подачей очередного задани€ иногда оставались работать и ночью. » вот однажды после бессонной ночи јркадий, который не спал всю ночь, решил поспать на лекции. ќн всегда носил очки и под них прицепил половинки шариков дл€ пинг-понга, на которых он нарисовал глаза с ресницами. —ид€ на первом р€ду и гл€д€ пр€мо на преподавател€, он заснул так крепко, что свалилс€ к ужасу преподавател€ пр€мо ему под ноги. Ќа архитектурном факультете издавна был обычай устраивать Ђ“радиционные вечераї. ¬ойна прервала этот обычай.

јкадеми€ была эвакуирована в —реднюю јзию. Ќо к 1946 году вернулась в свое родное здание на ”ниверситетскую набережную р€дом с –ум€нцевским садом. » в 1947 году эта традици€ возобновилась. ѕодготовка к этому вечеру была очень серьезна€. Ќужны были и декорации и артисты. јркадий успевал быть всюду. ¬ Ђциркулеї, (помещение вокруг круглого внутреннего двора јкадемии) устанавливались столы с угощением, за которые садились преподаватели архитектурного факультета, гости – архитекторы, кончившие архитектурный факультет ранее и студенты архитектурного факультета. Ќачиналс€ вечер с переклички, с довоенных годов. »ногда после объ€влени€ года поднималось всего несколько человек. Ќо к нашему времени, закончивших академию ранее, становилось всЄ больше. ѕосле этого начиналось представление. » заканчивалс€ вечер большим балом.

ѕо сложившейс€ ранее традиции, статуи јполлона и ¬енеры одевали в купальные костюмы и шапочки, и всем было очень весело. Ќа танцы сбегались студенты с других факультетов, и бал разгоралс€ в полную силу. Ќа третьем курсе мы разошлись по мастерским, руководимым профессорами: »горем »вановичем ‘оминым, ≈вгением јдольфовичем Ћевинсоном, јрменом  онстантиновичем Ѕарутчевым и —ергеем ¬ладимировичем ¬асильковским. јркадий и € решили учитьс€ у Ѕарутчева. √оды учебы летели очень быстро. Ќезаметно мы закончили п€тый курс. ѕредсто€ла преддипломна€ практика.

√руппа студентов: ¬ладимир Ѕогданов, ¬ладилен ѕиркер, јркадий “евь€н и €, »рина —авельева поехали на практику в столицу јрмении (тогда јрм€нска€ ——–) ≈реван к архитектору, заслуженному де€телю искусств јрмении —амвелу јркадьевичу —афар€ну. ќн в это врем€ заканчивал и проектирование, и одновременно строительство здани€ правительства на центральной площади ≈ревана, частично построенной по проекту Ќародного архитектора јрмении јлександра »вановича “аман€на. ¬печатлени€ от јрмении были очень €ркими и от очень шумного и темпераментного народа и от совсем другого стил€ жизни.

Ёто был 1951 год. ¬ магазинах, кинотеатрах и других общественных здани€х очереди из мужчин и женщин были раздельные. Ќа улицах при встречах мужчины так громко кричали, что мне всЄ врем€ казалось, вот вот начнетс€ драка. ј оказывалось, что встретились знакомые и просто поговорили. јрхитекторы, с которыми мы работали, предупредили мен€, что вечером ходить по улицам одной ни в коем случае нельз€, что мне было очень непривычно.

Ќо поездить и походить по јрмении нам удалось. » увидеть и хорошо сохранившиес€ храмы и полуразрушенные временем с неверо€тно красивой резьбой на камне на порталах храмов, на хачкарах, (пам€тники на могилах), на фонтанах, на питьевых фонтанчиках и на фасадах зданий.  ак потом нам рассказали: этот камень, туф, очень м€гкий и легко поддаетс€ обработке, а затеи он затвердевает и веками сохран€ет нанесЄнную на него резьбу. ¬ ≈реване очень много зданий, облицованных этим камнем с красивой резьбой.

”дивительное впечатление произвела гора јрарат. ќна видна из любой точки јрмении. » мен€ поразил такой эффект: чем выше поднимаешьс€ по горной дороге, тем всЄ выше и выше становитс€ јрарат. ќн растЄт пр€мо на глазах. —амвелу јркадьевичу очень понравилось, как работает јркадий, и он пыталс€ уговорить его не возвращатьс€ в Ћенинград, а остатьс€ работать в ≈реване. Ќо в Ћенинграде нас ждала сама€ ответственна€ пора, работа над дипломами. ћы вернулись домой к началу зан€тий в јкадемии, и приступили к работе над дипломами.

јркадий выбрал тему Ђѕланировка и застройка хилых кварталов на проспекте имени ». ¬. —талина со зданием гостиницыї и получил оценку отлично. я защищала Ђ“еатр юных зрителей в Ћенинградеї и тоже получила отлично. ѕосле защиты дипломов нам была предоставлена возможность выбора места работы. » јркадий. и € решили работать в проектном институте Ћенпроект, в будущем Ћенниипроект. » началась трудова€ рабоча€ пора со всеми сложност€ми, трудност€ми, радост€ми и огорчени€ми, короче трудова€ жизнь.

» в это врем€ у нас родилс€ мальчик, которого јркадий назвал ћикаэль. » был он маленький просто ћика, но требовал внимани€ далеко не маленького. –аботать јркадий начал в мастерской јрмена  онстантиновича Ѕарутчева, у которого училс€ в јкадемии. — первого года работы он участвует как соавтор и автор в проектах жилых домов в районе Ѕольшой ќхты. — 1955 года в составе авторского коллектива совместно с архитекторами ј.  . Ѕарутчевым и ‘. ј. √епнером проектирует и осуществл€ет авторский надзор за строительством зданий формирующих  расногвардейскую площадь, (в то врем€ пл.Ћ. ». Ѕрежнева.)

¬ первые годы работы в Ћенпроекте јркадий активно участвует в конкурсах в качестве автора или соавтора. Ёто проект въездной площади у —редней рогатки, проект крупнопанельного дома в Ћенинграде, пам€тники на Ђƒороге жизниї в селе  обона и Ѕела€ грива. ¬ начале 60-х годов неожиданно умирает јрмен  онстантинович и јркадий уходит из его мастерской и переходит в мастерскую Ћеонида —ергеевича  атонина. «десь он с увлечением начал проектировать Умалые формыФ – кафе, киоски, уличные фонари и другое. ѕод его руководством был выполнен проект подземного перехода на пересечении Ќевского проспекта и —адовой улицы и св€занную с этим реконструкцию первых этажей домов єє 52 и 54 по Ќевскому проспекту.

¬ 1966 году Ћеонид —ергеевич получил заказ на проектирование интереснейшего объекта Ц Уƒача  -2Ф на  аменном острове, на берегу ћалой Ќевки. Ёто должна была быть резиденци€ дл€ приЄма высоких гостей города. Ѕыла создана бригада архитекторов под руководством Ћеонида —ергеевича. јркадий в этой бригаде был главный архитектор проекта. Ёто был сказочный заказ. ¬с€ бригада работала днЄм и ночью, чтобы уложитьс€ в срок.  огда работа была закончена, проект был передан заказчику.  онтролирующие городские власти были довольны. Ќо после непон€тного авторам этого проекта, зат€нувшегос€ молчани€ стало известно, что дальнейшее проектирование передано архитектору ј.¬. ∆уку. ƒл€ јркади€ это был такой удар, от которого он пришЄл в себ€ очень не скоро.

ƒомой он приходил с работы совершенно безучастный, ложилс€ на диван лицом вниз и так лежал до ночи. » вскоре он ушЄл из Ћенпроекта и зан€лс€ преподаванием. ѕреподавание он любил, любил студентов, легко находил с ними общий €зык и взаимопонимание. Ќо проектирование все-таки его влечет больше чем одно преподавание. ¬ 1968 году архитектор —ергей Ѕорисович —перанский пригласил его в свою мастерскую в проектном институте Ћен«Ќ»»Ёѕ. Ќо преподавание јркадий не бросил, совмеща€ его с работой в Ћен«Ќ»»Ёѕе. «десь јркадий с увлечением работает над проектом лабораторного корпуса предпри€ти€ Ђ расногвардеецї.

«дание расположено на набережной Ѕольшой Ќевки. ѕоэтому особое внимание јркадий уделил решению набережной, но это как раз и не было выполнено. ¬ 1973 году судьба как бы сжалилась над ним, это был заказ на проект филиала гостиницы, а вернее дома приЄма ¬оенно-ћорской базы на  аменном острове на берегу Ѕольшой Ќевки. ƒл€ јркади€ это был просто подарок судьбы. ќн с головой ушел в эту работу. ¬ этом проекте он был полновластным хоз€ином и наружного облика и внутреннего интерьера. ¬месте с ним работал архитектор ¬алерий «иновьевич  аплунов.

¬от что он вспоминает об этой работе: Уѕомню, что ещЄ до начала моей работы над этим объектом. ” јркади€ Ўаэновича были выполнены великолепные акварели: перспектива всего комплекса, интерьеры парадных помещений, зала приЄмов, банкетного зала, подробнейшим образом разработаны все планы, разрезы, развертки стен.   работе ј.Ў.“евь€н привлЄк скульптора ≈.  . ƒмитриева Ц он выполнил барельефы русских флотоводцев, архитектора-художника ¬асильковского, который выполнил большие керамические вазы дл€ зала приЄмов Ѕольша€ керамическа€ тарелка, его же работы украшала камин. јркадий Ўаэнович сам нарисовал большой камин и всю атрибутику к нему. ј также ограждение галереи второго жилого этажа. ќн рисовал в своем проекте всЄ до мелочей, двери, ручки, светильники, люстру. ќчень много внимани€ уделил ландшафту.

ƒом приЄмов стоит на берегу Ќевы, но отделЄн от неЄ речкой, а ведь надо было к нему подъехать на адмиральском катере, поэтому по€вилс€ новый мостик с чугунными перилами в духе лучших —.-ѕетербургских традиций. √лавный парадный зал обращЄн в сторону пруда и по€вл€етс€ лестница, ведуща€ к пруду и огромный витраж, раскрывающий вид на этот пруд. “ерраса банкетного зала, обращЄнна€ в сторону Ќевки, и окружающий ландшафт органически вход€т в интерьер здани€. —ложность решени€ всех проблем заключалась еще и в том, что существовали строгие ограничени€: нельз€ было выступить за фундаменты сто€щей когда-то на этом месте дачи жены ≈лисеева. ќчень большое количество времени јркадий Ўаэнович удел€л всем вопросам, св€занным с инженерным обеспечением этого объекта, как в процессе проектировани€, так и на стройкеУ.

— 1975 года начинаетс€ новый этап в жизни јркади€. ¬ это врем€ он становитс€ начальником мастерской (отделом) є6 и целиком отдаетс€ проектированию первой очереди застройки нового города Ќадыма. „асто ездит в Ќадым и ”ренгой. —евер поразил его своим величием и красотой. » Ќадым, и ”ренгой расположены почти у —еверного пол€рного круга. ≈му удалось полетать над тундрой на вертолЄте и впечатление от необозримого простора и красоты, особенно осенью, когда €гель становитс€ красным, произвели на него незабываемое впечатление. Ќесмотр€ на то, что он родилс€ на ёге, он полюбил —евер и до конца жизни занималс€ проектированием, св€занным с этими городами.

–аботе в институте Ћен«Ќ»»Ёѕ јркадий Ўаэнович отдавал все свои силы, работать он любил всегда. ¬ марте 1981 года он награждаетс€ орденом Узнак почетаФ. — 1982 года в св€зи с реконструкцией института и по состо€нию здоровь€ он занимает должность главного архитектора проекта. Ќачальником отдела становитс€ ¬алерий «иновьевич  аплунов, с которым его св€зывала давн€€ дружба и многолетн€€ совместна€ работа. ¬ декабре 1984 года в залах Уƒома архитектораФ открылась выставка работ ј.Ў. “евь€на, котора€ прошла с большим успехом. ќчень много было восхищенных отзывов. » сегодн€, просматрива€ его УзадумкиФ, становитс€ пон€тно, что именно эти миниатюрные зарисовки были основой дл€ его акварелей в более крупном масштабе.

ќни позволили ему воссоздавать всЄ виденное ранее. ƒо конца жизни јркадий продолжал работать над проектами застройки северных городов Ќадыма и ”ренго€, а также не бросал преподавани€ в јкадемии. ќн ушел из жизни 24 феврал€ 1994 года, не сделав многого из того, что было им задумано. » сегодн€ € вижу его, сид€щего за столом с кисточкой или карандашом в руке над очередной УзадумкойФ.

». “евь€н 2010г.

јвтор:


целых 2 комментари€ (ев) к публикации “ѕространство “евь€на”

  1. 2

    Natalia Shustrova высказалс€(лась)так:


    Ќе за что)

  2. 1

    »горь высказалс€(лась)так:


    —пасибо, Ќаташа, за статью!

ќставить комментарий


≈ще про выставка




поделитьс€ вконтакте поделитьс€ на фейсбук
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS  арта