Архитектура Петербурга 2017
Мы стали более лучше выставляться. Кроме шуток – через 10 лет после премьеры “Архитектуры Петербурга” экспонентам удалось преодолеть презрение к выставочному дизайну, прийти к единству графического оформления и выбрать приличные шрифты. Похвально.
Теперь все равны в буквальном смысле слова – за исключением “Студии 44“, соорудившей в центре зала остров, а также Чобана с Герасимовым, которые показали макет в окружении крупноформатных фотографий, что придаёт их стенду, посвященному “Невской ратуше”, некоторое сходство с алтарём.
Теперь только цепкий взор профессионала выдернет из череды объектов нечто неожиданно оригинальное или откровенно слабое: для остальных графика всё спишет. Картина петербургской архитектуры стала окончательно представительной в том смысле, что публике и городу её представляет узкий круг членов Объединения Архитектурных Мастерских (ОАМ). “Пирог поделен”, как тривиально заметил анонимный посетитель в свитере, намекающем на причастность к искусствам.
Тем не менее в экспозиционном пространстве ощущается напряжение, словно увешанные проектами ширмы размещены не в отдельно взятом Мраморном зале Этнографического музея, а на просторе, где их может смести любой порыв ветра. Словно они скрывают неуверенность. Словно за ними прячутся маститые зодчие, больше похожие на кроликов, загипнотизированных удавом, чем на удавов, у которых нынче мало кроликов.
Вот и расположившаяся на галерее отличная выставка диссонирует с названием “Ретроспектива архитектуры авангарда”, поскольку перечисляет всё, от экспериментов Чернихова до сталинских дворцов, с декором и без, от хрущевских оптимистичных вариаций на тему интернационального стиля до построек, возникших после краха социализма в краткий период безденежья и свободы. Мораль сей басни в лучшем случае сводится к тому, что всегда можно спроектировать достойный объект, даже если невозможно – авангардный. А в худшем появляется мысль, что наше всегда будет всегда – хотя рубрикатор и тексты выше всяческих похвал.
Кстати, молодые архитекторы порознь, но в унисон жалуются на то, что нынче всякое отступление от заведомо утверждаемого варианта рубится на корню: у мастеров, дескать, включился внутренний цензор. И сетуют на отсутствие зарубежных архитекторов, которых нынче решили не приглашать, а также – возможности выставиться, хотя бы на конкурсной основе.
Всё это правда. Зато на них работает время, которое не остановилось на последнем стенде ретроспективной выставки.
Еще про novosti
- Новый кампус БФУ строится в Калининграде
- Боливия заменит Россию на биеннале в Венеции
- MIPIM Awards 2024: девелопмент яркой архитектуры
Еще про выставка
- Боливия заменит Россию на биеннале в Венеции
- Hometextile & Design 2024: деловая программа
- Carlo Ratti стал куратором биеннале архитектуры 2025
Еще про мнение
- Боливия заменит Россию на биеннале в Венеции
- Пусть 2024 год будет Новым!
- Пикассо – минотавр, выпускающий на волю голубей