Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Прикоснуться к реке

Алексей Дмитриевич Мякота, архитектор, директор проектно-образовательной студии «АДМ», член правления Союза Архитекторов

Алексей Дмитриевич Мякота, архитектор, директор проектно-образовательной студии «АДМ», член правления Союза Архитекторов Сегодня в формировании программ развития города создание прибрежно–островного рекреационный каркас становится одной из стратегий развития Красноярска. Почему же рекреационно-общественные пространства в городе являются приоритетными? Данную тенденцию можно рассматривать как с позиции современных трендовых явлений, так и как коренящуюся, в своей основе, на идентичности природы места и характере нашего города.

Павильоны на набережной: кафе, кофе, мороженое

река Енисей и природно-экологический каркас Река Енисей как ключевая коммуникационная природная энергетическая ось, ее притоки Кача, Базаиха и множество ручьев за тысячелетия сформировали своеобразный яркий природно-экологический каркас.

В него входят островные и прибрежные территории: расположенные в центре города острова – остров Отдыха со спортивной инфраструктурой и Татышев, сохраненный общественностью и администрацией города как незастроенное природное пространство,
отроги Саянских гор с заповедником «Столбы» (одним из самых популярных исторически сложившихся мест отдыха красноярцев на природе),
Бобровый лог (горнолыжный комплекс в черте города, спускающийся своими трассами к реке Базаиха, текущей в каньоне Торгашинского хребта) – на правом берегу,
на левом – Николаевская сопка (с комплексом трамплинов для прыжков на лыжах, академией биатлона и академией зимних видов спорта) и другие.

Ландшафт и природа оказывают влияние на жизненные процессы города, аспекты событийности среды, психотип человека, определяя идентичность городской среды. Как мы видим, в Красноярске, порожденные его природным окружением, исторически сложились определенные виды отдыха и спорта.

набережная: кафе с прокатом лодок

Взаимный диалог красноярцев с Енисеем – одна из городских сущностей, потерянная, но востребованная. До строительства ГЭС в Дивногорске река, растянувшаяся на тысячи километров, протекающая через хакасские степи и их знойную жару, летом прогревалась на территории Красноярска до +25°. На протяжении нескольких километров в центральной части города полоса левого берега была городским пляжем. Это было место, куда в сезон устремлялись горожане, плюхаясь в теплую реку, обласкивающую каждого красноярца от любителей утренней прохлады с рассеивающимся туманом до персон, багровеющих в лучах позднего заката. А к воскресенью готовились все желающие себя показать и на других поглазеть. А что мы сегодня знаем о зимних лыжных маршрутах по островам, по замерзшему Енисею, а о тех громогласных ледоходах, о хоровых песнопения на островах, текущих над рекой?

После 1961 г. Енисей не замерзает зимой, уровень воды регулируется работой ГЭС и летом вода не прогревается выше + 14°. Сегодня река ощущается горожанами как отстраненная, недоступная и холодная. По опросам красноярцев, 80% из них говорят, что никак не взаимодействуют с рекой, кроме поездок через мосты на другой берег.

Потерянный диалог с Енисеем стал выпавшим звеном из нашей городской событийности. Но река, оставаясь живым организмом, на всем протяжении капитальной набережной города намывает новые территории, формируя вдоль берегов прибрежные ландшафты со своими протоками, старицами, рельефом и со своим растительным своеобразием. Эти территории располагают человека к выходу к воде и созерцательному, прогулочному отдыху в диалоге с природой. Часть из них обладает потенциалом создания небольших водоемов для купания и организации активного и пассивного отдыха.

Новый генеральный план города в дополнение к рекреационным пространствам высвобождает ряд прибрежных территорий от промышленных зон.

Работа с рекреациями в структуре города требует определенных принципов, подходов к их обустройству, созданию качественных общественных пространств, решая, в том числе, и экологические задачи.

Один из таких принципов – это совмещение прибрежно-островного рекреационного каркаса с природно-экологическим, что определяет направление на экоустойчивое развитие городских систем, которое в совокупности с другими мероприятиями оздоровления, очищения городской среды позволит постепенно восстановить экологический баланс в городе.

Восстановление и сохранение объектов природного каркаса должно быть организовано системно на основе утверждения охранных законодательных актов по существующему принципу охраны объектов культурного наследия.

Так, например, обратившись к истории реки Кача и Покровской горы, мы вспоминаем, что здесь был мощный сосновый бор, вырубленный для строительства первородного Красноярска. Восстановив сосновый бор, органично вплетая его в эстетику городской среды, мы сформируем качественно новый зеленый «фасад» Покровской горы и рекреационной зоны реки Кача, получая не только эстетический, но и экологический эффект, одновременно отдавая дань исторической памяти и природному объекту.

Другой пример – высотная застройка по берегам Енисея, которая становится препятствием для продуваемости и очищения воздуха в городе при малых ветрах. Сегодня на выходе реки Базаиха к Енисею в каньоне природного каркаса происходит естественная аэрация воздуха (утром по Базаихе поднимается туман, вечером прохлада спускается к реке). В выполняемом проекте планировки необходимо учесть эти процессы, не перекрывая высотной застройкой основные воздушные потоки.

Высвобожденные береговые территории и существующие рекреации должны быть связаны коммуникациями и наполнены инфраструктурой услуг и городской событийностью. В этом случае Красноярск получает полноценный прибрежно-островной рекреационный каркас, выстроенный по основной оси – реке Енисей, а его притоки и ручьи позволяют рекреациям проникать в «ткань» города, сцепляя и объединяя районные парки и скверы в целостную систему.

Наполнить ее жизненной энергией может непрерывная сеть коммуникаций, не столько автомобильных, сколько велопешеходных, а так же общественного и речного транспорта, связывающая разные районы города с основными «магнитами» отдыха красноярцев.

Городу на реке необходима продуманная сеть мостов, в том числе и велопешеходных, объединяющих его берега и острова. Проектируемый нами велопешеходный мост через протоку Татышева в районе ул. С.Лазо позволит связать велопешеходными маршрутами Советский район с островом Татышев, историческим центром города и центральной набережной. Во время обсуждения нового генплана мастерская предложила идею по осуществлению продольного велопешеходного маршрута по Енисею и его островам из Советского района до Бобрового лога, которая может осуществиться при строительстве пятого моста, запланированного в районе реки Кача. Это позволит связать остров Татышев с островом Молокова, и далее через остров Отдыха попасть на правый берег, к тем самым традиционным для горожан рекреационным магнитам.

Красноярск с незамерзающим Енисеем обладает потенциалом развития разнообразного речного транспорта – скоростного и прогулочного, спортивного и экстремального, туристических маршрутов, прокатов лодок, что расширяет набор доступных услуг и связывает быстрыми маршрутами разные районы и городские рекреации. Развитие речного транспорта предусматривается в новом генплане города. Следующим шагом должна стать комплексная программа, учитывающая социальные и коммерческие интересы участников.

В Красноярске на основе природно-климатических и эксплуатационных особенностей разрабатываются и опробируются типологии сети дорожек, отличающихся конструкциями покрытий и габаритными регламентам. Они создают беспрепятственную сеть коммуникаций для активного, пассивного и созерцательно-тактильного отдыха в общественных пространствах рекреационного каркаса. Грамотно выстроенная сеть дорожек позволяет сохранять основные ландшафтно-природные образования, защищая их от техногенного воздействия. Желая сохранить естественные экосистемы, оберегая уникальный ландшафт, мы предлагаем наполнять искусственными образованиями-услугами только определенные урбанизированные участки территорий.

олимпийская площадка на острове Татышев

Нашей мастерской разработана пространственная конструктивно-строительная система, состоящая из универсальных металлических узлов и связей, выполненных из клееной древесины и ее массива, позволяющая создавать различные системы: стоечно-балочную, пространственно-структурную и оболочки различной конфигурации.

Данная система представляет собой архитектурную параметрическую гибридную «ткань», развиваясь как сеть, она объединяет своим стилевым единством различные ландшафтные территории. Обладая гибкостью формообразования, приспосабливаясь к месту и функциональным потребностям, она отвечает адаптационным требованиям рекреационного каркаса, реализуя концептуальный принцип взаимодействия объектов природы и архитектурной капитальной городской «ткани». Она способна сформировать многообразную полноценную инфраструктуру услуг и площадки, обеспечивающие проведение социальных, культурных, спортивно-оздоровительных мероприятий и отдыха в общественных пространствах.

Система не является продуктом, используемым одной проектной организацией, это некий механизм, форма проектного мышления. Рассматривается возможность создания трехмерной проектной программы, позволяющей работать с архитектурным формообразованием с последующим доведением проекта до рабочей документации.

Конструктивная система – есть технология пространственного формообразования, в основе которой лежит профессиональное мировоззрение, где архитектура не есть деятельность человеческого субъекта, а есть продукт творческого излияния согласно законам естественного построения в сотворчестве с природой. Такой диалог является основополагающим принципом в познании естественного. Это и есть определяющая архитектурная мотивация в работе с природным рекреационным пространством.

Выстраиваемые по законам природы места, рекреационно-общественные пространства восстанавливают взаимодействие и диалог горожан с природой, а значит и диалог с самой рекой Енисей. В городе формируется новое представление и понимание самой сути общественно-рекреационной среды, являющейся посредником между искусственной «тканью» города и естественными природными образованиями.

Пространства, в которых выстраивается эстетический и этический диалог природного и искусственного, наполненные жизненной динамикой, вовлекающей в себя разные социальные уровни населения, формируют новое отношение к природе и коммуникацию, снижающую социальные регрессы. Пространства и мероприятия, учитывающие сложившиеся исторические традиции и красноярскую событийность (все то, что делает город и наполняет его жизнью, мифами и традициями, то, что воспринимается нами как некое городское своеобразие), способны сформировать новый событийный ряд, порождающий мифы адекватные имени Енисей.

Данная статья выражает архитектурное и градостроительное кредо, воззрение и практический опыт в реализации общественно-рекреационной среды Красноярска, которая, на самом деле, полноценно может быть осуществлена только в диалоге власти, бизнеса, архитекторов и городских сообществ. Сегодня же сделанные первые шаги – это результат сложившихся субъективных факторов и действий отдельных личностей.
Появление же качественной городской среды возможно только с учетом интересов разных социальных групп горожан, сообществ и каждого жителя города, рассмотренных комплексно, во взаимосвязи с объективно происходящими в городе процессами и его архитектурно-пространственными возможностями.

Для реализации подобных интересов (в отсутствие легитимного гражданского общества) необходимо формирование переговорной площадки, но ее организационный формат – это тема отдельного разговора.

Автор:
Страницы: 1 2



уже 12 мнений на тему “Прикоснуться к реке”


  1. Александр says:

    Взаимоотношения человека и природы самые сложные в обществе потребления. Пока мы говорим отдельно о городской среде и природной среде, подвижек не будет.

  2. Natalia Shustrova says:

    Александр, по-моему, проект Алексея как раз про это: он не разделяет городскую и природную среду, а интегрирует их в единую структуру).

  3. Александр says:

    Единой она будет только в том случае, когда отношение к ней будет как к единой. Представьте что дорожная сеть с со всеми проездами и площадями превратилась в леса, луга и болота. Пока у нас занимаются благоустройством набережных, скверов улиц, создавая на её части имитацию живой природы. (бансай).Хотя уже появились на ” диком западе” проекты замещения территорий транспорта в части живой природной сети, способной нормально жить.

  4. Александр says:

    Посредников между искусственной тканью города и природной средой быть не может.

  5. Natalia Shustrova says:

    Александр, Вы меня ставите в тупик – почему, собственно говоря, “Посредников между искусственной тканью города и природной средой быть не может”? На аксиому не тянет)

  6. Александр says:

    Какой может быть посредник между жизнью и смертью? Паромщик? Нужно жизнь вернуть в город, а не плодить “цветы в горшках”. В своё время Курокава продвигал идею “серого” пространства между экстерьером и интерьером, но это не было связано с живой природой.
    Для начала стоило бы включить в процесс проектирования на начальных стадиях разных специалистов из области ландшафтной архитектуры и экологии, а не привлекать их в конце работы “озеленять” мёртвое пространство городов. Да и определить вначале отношение площадей занятых зелёными насаждениями к площади застройки и благоустраиваемой территории, в зависимости от природных условий, а не идти по пути извлечения максимальной прибыли и “экономии” средств на освоение городских пространств.Любое строительство – это уничтожение природы.Чем человек компенсирует этот ущерб? И кто его может определить? Может с этого начать? А потом уж писать о практическом опыте и кредо.

  7. Natalia Shustrova says:

    Теперь поняла. Но я думаю, что все эти тезисы, спорные и бесспорные, имеют очень косвенное отношение к проекту Мякоты. Вы его используете как повод: в нем как раз главное – вовсе не цветочные горшки, а уурбанистическая матрица взаимодействия с естественными водными артериями.

  8. Александр says:

    К сожалению, у нас большинство водных артерий уже уничтожены( даже судоходство закрывают. Ну дадим детям нырнуть в отравленную воду рек. А что дальше? В Финляндии, например, за озёрами ведут постоянный уход( очищают), а у нас в них сбрасывают стоки без очистки. Даже в заповедных местах в природе идут необратимые процессы, а мы всё пытаемся функциональные структуры навешивать на погибающее природное окружение. Может пора проснуться и начать природе помогать сохраниться. Вести с ней диалог, а не с властью, бизнесом и городским сообществом.

  9. Natalia Shustrova says:

    Это верно в принципе. Но механизмы все равно нужны, поэтому диалог с властью, обществом и бизнесом неизбежен и необходим. Конечно, отдельно взятый Франциск Ассизский может проповедовать непосредственно птицам, но это экзотика, а России нужна рутина)

  10. Александр says:

    Пока всё взаимодействие с рекой сводится к благоустройству берега при помощи бетона, металла и брусчатки ( функциональное использование береговой полосы) Нужно говорить о компенсации отрицательного влияния города и ГЭС на природу, а не наоборот. Дети должны научиться слушать свою мать и помогать ей, а не пытаться её изменить в очередной раз.

  11. Евгений says:

    Главное не потерять мистического поклонения среде. Местам, далёким от глобальных исторических процессов, это удаётся. Нам же, потерявшим диалог с природой, остаётся, на сколько сможем, в создаваемой искусственной среде, научится говорить её языком. Без глубокого научного, культурологического исследования это не получится, и данная работа, путь в этом направлении. Иначе будем ограничиваться штампами “ландшафтной архитектуры”.

  12. Александр says:

    Говорить языком искусственной среды? А может лучше научиться понимать живую?Тогда и культурологические исследования не понадобятся( срубил дерево- посади два). Пока получается как у коммунистов- “старый мир разрушим до основания, а затем….будем создавать его жалкую искусственную пародию, неспособную жить и развиваться.

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про градостроительство

Еще про экологическая архитектура

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта