Kарта конструктивистской Москвы
Дизайн-студия Baklažanas при поддержке Центра авангарда библиотеки «Просвещение трудящихся» выпускает первую агитационную карту конструктивистской Москвы, включающую 180 памятников, среди которых как всемирно известные постройки советского авангарда, так и менее известные отдельные здания и жилые кварталы.
Презентация карты «Новая Москва» пройдёт в Центре авангарда библиотеки «Просвещение трудящихся» 5 ноября 2016 года в 16-00.
В рамках презентации создатели карты, управляющий директор студии Baklažanas Саша Куценко и креативный директор Ирина Горячева, расскажут о процессе работы над проектом – от возникновения идеи до ее осуществления и о дальнейших планах по развитию проекта «Новая Москва». Директор Центра авангарда библиотеки «Просвещение трудящихся» Александра Селиванова расскажет об особенностях отношения к советскому архитектурному наследию в Москве.
Карта «Новая Москва» является не первым совместным проектом студии Baklažanas и Центра авангарда библиотеки «Просвещение трудящихся» на тему защиты памятников авангарда. Предыдущая совместная работа – серия плакатов в защиту Шуховской башни (проект получил награду Red Dot Communication Design Award, 2015).
В том или ином виде в своих работах студия Baklažanas обращается к теме русского авангарда постоянно.
Один из последних проектов – иллюстрации к фильму об Осипе Мандельштаме «Сохрани мою речь нввсегда» режиссера Ромы Либерова (проект получил серебряную награду European Design Awards, 2016).
Когда карта только была в проекте, Таганская АТС еще стояла на месте, а о сносе квартала «Погодинская» ходили только смутные слухи. Несмотря на то, что конструктивизм – единственное абсолютно новаторское архитектурное наследие нашей страны, из которого берут начало вся современная мировая архитектура и графический дизайн, – он постепенно уничтожается городскими властями.
Сейчас множество памятников конструктивизма либо уже снесены, либо находятся в полуразрушенном аварийном состоянии, не имея никакого охранного статуса, либо уничтожаются случайными пожарами, чтобы на их месте возникли очередные безликие торговые центры и жилые дома, либо под видом реконструкции перестраиваются до неузнаваемости и заменяются новоделом.
В 1920-е года шел бурный процесс формирования новой предметной среды и нового образа жизни. В нашей карте мы также попытались, используя стилистику и визуальный язык того времени, отобразить этот “прорыв в новое”, когда город в целом стал своеобразной лабораторией, где формировались новые средства выразительности и новый язык, активно развивались плакат, реклама, книжная продукция, сферы городского дизайна, связанные с праздничным оформлением улиц, агитационные текстиль и посуда, и т.д.
Основной метафорой карты стала уличная агитационная установка. Такие установки были особенно популярны в 1920-е годы. Главной задачей их проектировщиков было создание яркого художественного образа, имеющего агитационное содержание.
При разработке карты «Новая Москва» авторы поставили себе несколько задач:
- cделать предмет, в котором бы воплотилось их вдохновение архитектурой русского авангарда. Карта, как признание в любви и агитирующая за любовь к авангарду;
- впервые охватить и показать на одной карте существующие в Москве объекты в пределах МКАДа, что оказалось весьма нелегкой задачей;
- привлечь внимание к данному направлению в архитектуре доступными визуальными средствами, поскольку весьма печально осознавать, что авангард несколько недооценен на своей родине, в России;
- создать предмет поистине конструктивистский и агитационный, подразумевающий рациональную оправданность всех элементов и исповедующий принцип целесообразности, когда любая свободная поверхность стала нести на себе некую идеологическую нагрузку и агитирует за сохранение памятников авангарда.
Создатели карты надеются, что конструктивистская карта «Новая Москва» станет не только сувениром для любителей авангарда, но и поможет привлечь внимание к проблеме варварского уничтожения памятников авангарда в Москве и сохранить то, что еще возможно сохранить.
Формат карты 70х100 см. Карта отпечатана ограниченным тиражом на немецкой дизайнерской бумаге методом шелкографии.
При создании использованы шрифты Юрия Гордона и тексты Алексея Гастева из книги стихов «Пачка ордеров» (1921). Углы карты украшают стилизованные медальоны на тему электрификации, индустриализации, сельского хозяйства и воздухоплавания.
Еще про дизайн в России
- Лаборатория проектирования игровых пространств «ГОРОД ИГРА»
- Hometextile & Design 2024: деловая программа
- В Москве пройдет ежегодная дизайн-конференция
Еще про культура
- Память места и конкурс для молодых
- Средневековый замок для всех
- Пикассо – минотавр, выпускающий на волю голубей
всего 1 мнение на тему “Kарта конструктивистской Москвы”