ѕерекресток

архитектор ≈вгений „емЄркин, Ёлектросталь јрхитектор ≈вгений „емЄркин написал текст, который по его мнению “св€зывает практику —оветских времЄн с современностью в локальной задаче оформлени€ площади”. ј по-моему, здесь речь не только об этом. » не только о том, что современные урбанисты называют “сценари€ми”.

 омсомольска€ площадь в —амаре
 омсомольска€ площадь в —амаре

ѕереход€ большую, нагруженную гуд€щими автомобил€ми центральную улицу √ќ–ќƒј, он задумалс€. Ёто всегда помогало чего-либо достичь, но мешало не пройтись по лужам, не налететь на придорожный столбик или на прохожего.

Ќо вот и это место.  расу€сь свежевыкрашенными фасадами, на перекрЄстке центральных улиц стоит новый, только что построенный жилой дом. ќн ещЄ не заселЄн и поэтому чист. Ѕлест€т алюминием козырьки над входами и лоджи€ми.  артинно упор€дочены пустые окна.

јрхитектор представил, как он будет выгл€деть, когда налет€т жильцы и развес€т по лоджи€м выстиранное бельЄ.  уда там ‘ридриху Ўтовассеру (’ундертвассеру) с его желанием сделать всЄ красиво!  расиво в понимании ‘ридриха.

 аждый житель нового дома вольно или невольно делает это. » только остальные граждане, гул€ющие по центру города, недоумевают: где центр с его непререкаемой красотой, и почему он настолько неотличим от замызганного двора собственного дома.

≈сть такое профессиональное выражение у архитекторов – Ђзакрепить уголї. Ёто значит, что надобно повысить объЄмно-пространственную значимость, создать акцент в р€ду застройки, выход€щей на перекрЄсток или площадь, с которых начинаетс€ или вокруг которых разрастаетс€ микрорайон, жилой район или город. ”гол закрепили, и место освоили, и деньги Ђотбилиї. ј дл€ чего всЄ это?

Ќастроение почему то портилось.   тому же пошЄл дождь.

Ђ¬едь эти незастеклЄнные “пластические элементы фасада Ц лоджии” примут на себ€ всю пыль, гр€зь и шум развивающегос€ автомобилизма.  ак здесь будет житьс€ люд€м?ї – думал он.

’орошего мало.

ќн взгл€нул на мужчину, деловито отмывающего гр€зные туфли в придорожной луже на асфальте. »ллюстраци€ полнейшей деградации городской среды. Ёто даже не про лужи.

ќн вспомнил, каким был √ќ–ќƒ его молодости лет тридцать назад. Ћужи были, но туфли мыли дома или осторожно вытирали в стороне от взгл€дов прохожих. ƒемонстраци€ агрессивного невежества во всЄм. Ќачина€ от мыть€ туфель, конча€ Ђживымї фасадом на перекрЄстке.

ј может – первичны фасады. ј может – люди, живущие в таких домах, подверга€сь воздействию звукового давлени€ в 70-75 децибел, тер€ют социальную ориентацию. ћорска€ свинка при таком давлении погибает за неделю.

ќн вспомнил свою командировку в один из небольших городков. ѕример спонтанного €влени€ капитализма в ÷ентральную –оссию. ¬сЄ перемешано в застройке. ќсобенно в так называемом ÷ентре. Ќаслоение советской Ђадминистративнойї архитектуры, с еЄ Ђдомами советовї и Ђдомами культурыї, отделанными смальтой, с постройками первых лет постсоветского периода, когда уже можно без разрешени€ √осстро€ возводить из кирпича.

» строили Ђсколько влезетї. Ќо как? «а врем€ советских запретов класть кирпичную кладку разучились. » сто€т уродливо красные Ђдостижени€ї с кривыми арочными порталами и разваливающимис€ наличниками вокруг окон.

—ледующим этапом развити€ €вились разбросанные без вс€кого генерального плана – Ђгде место былої разнохарактерные здани€ магазинчиков, банков, телефонных компаний, блест€щие новыми импортными отделочными материалами, применЄнными без вс€кой меры, стил€ и системы. ÷веточный магазин ЂЋолитаї, поставленный Ђотдельносто€щимї почти посередине улицы. —упермаркет Ђ анцлерї в бывшей трансформаторной подстанции. —оветский кинотеатр Ђ осмосї, обл€панный рекламными щитами. Ќаскоро сбита€ хибарка из дерева и профлиста с надписью Ђ—алон красотыї.

» смотрит на всю эту фантасмагорию, привод€ в сознание и возвраща€ в реальность патриархальной провинциальной жизни, старый, разбитый строго по пр€мым улицам, жилой посЄлок. —табилизиру€ и сохран€€ реальное сознание.

ƒа и бел€ши здесь уже не те. Ћет п€тнадцать тому назад они были вкуснее. ѕотому что делались из сырого м€са.

¬ли€ние среды на человека? Ќо и невоспитанный человек всегда Ђукрашаетї среду по-своему.  акой уважающий себ€ собственник не переоборудует квартиру и лоджию на свой вкус и не развешает в лоджи€х картины, бельЄ и модели планеров… » вот захламленные, раскрашенные лоджии встречают въезжающих в город, весело помахива€ свежевыстиранными простын€ми. ј может, это и красиво. ¬ стиле определЄнного флешмоба.

ќн вспомнил свои проекты, выставл€емые на рассмотрение комиссии. Ќа планшетах просторное небо, сочна€ зелень, €ркие люди и автомобили. » жилые дома, кристально чистые и все в лоджи€х. ЂЌаверное всЄ жеї – подумал он – Ђв них не хватало „≈Ћќ¬≈ ј, дл€ которого всЄ это было запроектированої.

Ќескончаемой рекой вниз к центру города несутс€ автомобили и автобусы. –аньше по ней ходили тарахтевшие и звен€щие трамваи. ѕорой они, не успева€ затормозить, срывались с Ђбашмаковї и неслись по уклону.  ак лихо удавалось запрыгнуть на них или спрыгнуть в нужном месте. Ёто делали они – мальчишки. ƒаже те, кому приходилось ходить на костыл€х.

—ейчас здесь станци€ метро, поток галд€щих людей и жилые дома с пилообразными стыдливо отвернувшимис€ фасадами. Ќо огромные лоджии уничтожают стремление проектировщиков уменьшить вли€ние улицы на жилой дом.

ј если не закрепл€ть угол? ≈сли не идти по пути простейших решений, выдающих только профессиональную ограниченность архитектора? ≈сли решать вопрос, ориентиру€сь не на одни только видовые эффекты, возникающие при взгл€де из окна лет€щего автомобил€? ≈сли в наших решени€х предполагать и учитывать весь комплекс взаимоотношений жилого дома и площади? “огда напрашиваетс€ вывод, что высотный жилой дом надо убрать с площадей, перекрЄстков и магистралей.

ћожет быть, в современной архитектурной типологии еще нет подход€щего набора зданий и сооружений, способных пространственно организовать площадь, оформить еЄ в соответствии с эстетическими и гигиеническими требовани€ми, предъ€вл€емыми к такого рода градостроительным образовани€м. ј может – уже нет.

 онечно, если градостроительные решени€ считать удачным вложением денег, на центральной площади самое место высотному жилому дому. “огда забудем про градостроительство как искусство синтетическое, способное удовлетвор€ть все потребности общества. » эстетические, и социальные, и коммерческие.

Ђј в современном типологическом арсенале зданий и сооружений найдЄтс€, чем оформить городскую площадь и центральную улицу, грамотно удовлетворив эти потребностиї Ц решил он, потому что он ј–’»“≈ “ќ–.

јвтор:


ќставить комментарий


≈ще про градостроительство

≈ще про мнение




поделитьс€ вконтакте поделитьс€ на фейсбук
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS  арта