Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

О некоторых подходах к проблеме формообразования в архитектуре

Автор текста и рисунков архитектор В. Г. Урицкий

Откуда берется форма? Форма, о которой мы собираемся говорить, есть форма в архитектуре, в искусстве. Поэтому при ее описании мы обратим внимание на свойство формы вызывать эмоциональные ощущения. Они бывают разными у художников и публики. Различие состоит в том, что художник форму создает сам.

Форма как принятое решение

Поводом для начала процесса рисования, лепки формы, помимо функции здания, может быть все что угодно. Это могут быть природные особенности участка строительства, свойства строительных материалов или методы расчета конструкций, увиденное случайное расположение каких-нибудь предметов на столе, мировоззрение архитектора – пути неведомы. Мне известен пример, когда весьма удачная архитектурная композиция оттолкнулась от вида случайно изогнутой канцелярской скрепки. Но форма – это уже принятое решение, это некий сформированный объект, который поддается критике.

архитектор В. Г. Урицкий
Архитектор В. Г. Урицкий
Архитектор понимает и может проанализировать пути рождения формы и возникновения тех или иных эмоций, не только воспринимая конечный результат работы, но и по ходу создании эскизов и вариантов.
Но человек из публики видит лишь результат работы художника, который накладывается на совершенно другой, личный опыт наблюдателя. Ниже мы будем говорить только о первом. Нам интересны процессы внутри явления, алгоритм осознанного формотворчества.

Полем наших наблюдений будут некоторые здания, спроектированные в ХХ веке. Мы выбрали этот период времени потому, что ХХ век принципиально изменил возможности палитры архитектора. Новые строительные технологии, новые строительные материалы и уникальные инженерные системы позволили архитектору свободно лепить форму, в любую форму облечь разнообразные функции. Эта непреходящая проблема решается архитектором на долгом пути проектирования и строительства, начиная с первой линии карандашом на бумаге в начале и далее постоянно, включая авторский надзор.
Каждый студент архитектурного факультета, получив первое учебное задание – предложить организацию какого-либо простой функции, задает себе вопрос: с чего начать, какую форму придумать?

Велик соблазн положить в основу формотворчества функциональное назначение здания. Но надежда на то, что необходимые для этого площади и объемы можно гармонично, красиво скомпоновать, опираясь на технологию, интуицию и талант, не всегда оправдывается. Первичное соответствие формы функциональным требованиям здания со временем будет утрачено. Технология функции постоянно меняется, иногда уже в ходе строительства.

Со временем исчезнет логика отношений форм, они неизбежно окажутся случайными. Будут потеряны художественные качества композиции, архитектура превратится в строительство. Но искусство не должно зависеть от меняющихся факторов, от времени. А что значит “не зависеть от времени”?

Ответить на этот вопрос можно, если допустить, что формы сами по себе и в сочетаниях обладают формальными постоянными свойствами, которые способны вызвать эмоциональные переживания людей всегда.
Какими же формальными свойствами должна обладать архитектурная форма, чтобы можно было говорить о ее художественных достоинствах?

Одной из главных составляющих художественного качества архитектуры принято считать гармонию. В литературе существует множество определений понятия гармонии. Целью наших рассуждений не является дискуссия на эту тему. Мы волевым решением принимаем тезис, что гармония – это соразмерность частей целого, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. Соразмерность мы никак не связываем с математикой. Искусство есть явление чувственное, поэтому архитектору приходится определять соразмерность, опираясь исключительно на свои ощущения и талант. Впрочем, графический анализ фасадов построек прошлого сам по себе интересен.

Ниже мы попытаемся описать путь создания художественной формы, и не только архитектурной, эстетические качества которой художник может предвидеть, и значит – к ним стремиться.

Автор:
Страницы: 1 2 3 4



уже 2 мнения на тему “О некоторых подходах к проблеме формообразования в архитектуре”


  1. Прохожий says:

    Поразительный анализ однако. Спасибо

  2. Natalia Shustrova says:

    Вам огромное спасибо, что оставили отзыв)

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про теория архитектуры

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта