ќ некоторых подходах к проблеме формообразовани€ в архитектуре

јвтор текста и рисунков архитектор ¬. √. ”рицкий

ќткуда беретс€ форма? ‘орма, о которой мы собираемс€ говорить, есть форма в архитектуре, в искусстве. ѕоэтому при ее описании мы обратим внимание на свойство формы вызывать эмоциональные ощущени€. ќни бывают разными у художников и публики. –азличие состоит в том, что художник форму создает сам.

‘орма как прин€тое решение

ѕоводом дл€ начала процесса рисовани€, лепки формы, помимо функции здани€, может быть все что угодно. Ёто могут быть природные особенности участка строительства, свойства строительных материалов или методы расчета конструкций, увиденное случайное расположение каких-нибудь предметов на столе, мировоззрение архитектора – пути неведомы. ћне известен пример, когда весьма удачна€ архитектурна€ композици€ оттолкнулась от вида случайно изогнутой канцел€рской скрепки. Ќо форма Ц это уже прин€тое решение, это некий сформированный объект, который поддаетс€ критике.

архитектор ¬. √. ”рицкий
јрхитектор ¬. √. ”рицкий
јрхитектор понимает и может проанализировать пути рождени€ формы и возникновени€ тех или иных эмоций, не только воспринима€ конечный результат работы, но и по ходу создании эскизов и вариантов.
Ќо человек из публики видит лишь результат работы художника, который накладываетс€ на совершенно другой, личный опыт наблюдател€. Ќиже мы будем говорить только о первом. Ќам интересны процессы внутри €влени€, алгоритм осознанного формотворчества.

ѕолем наших наблюдений будут некоторые здани€, спроектированные в ’’ веке. ћы выбрали этот период времени потому, что ’’ век принципиально изменил возможности палитры архитектора. Ќовые строительные технологии, новые строительные материалы и уникальные инженерные системы позволили архитектору свободно лепить форму, в любую форму облечь разнообразные функции. Ёта непреход€ща€ проблема решаетс€ архитектором на долгом пути проектировани€ и строительства, начина€ с первой линии карандашом на бумаге в начале и далее посто€нно, включа€ авторский надзор.
 аждый студент архитектурного факультета, получив первое учебное задание – предложить организацию какого-либо простой функции, задает себе вопрос: с чего начать, какую форму придумать?

¬елик соблазн положить в основу формотворчества функциональное назначение здани€. Ќо надежда на то, что необходимые дл€ этого площади и объемы можно гармонично, красиво скомпоновать, опира€сь на технологию, интуицию и талант, не всегда оправдываетс€. ѕервичное соответствие формы функциональным требовани€м здани€ со временем будет утрачено. “ехнологи€ функции посто€нно мен€етс€, иногда уже в ходе строительства.

—о временем исчезнет логика отношений форм, они неизбежно окажутс€ случайными. Ѕудут потер€ны художественные качества композиции, архитектура превратитс€ в строительство. Ќо искусство не должно зависеть от мен€ющихс€ факторов, от времени. ј что значит “не зависеть от времени”?

ќтветить на этот вопрос можно, если допустить, что формы сами по себе и в сочетани€х обладают формальными посто€нными свойствами, которые способны вызвать эмоциональные переживани€ людей всегда.
 акими же формальными свойствами должна обладать архитектурна€ форма, чтобы можно было говорить о ее художественных достоинствах?

ќдной из главных составл€ющих художественного качества архитектуры прин€то считать гармонию. ¬ литературе существует множество определений пон€ти€ гармонии. ÷елью наших рассуждений не €вл€етс€ дискусси€ на эту тему. ћы волевым решением принимаем тезис, что гармони€ Ц это соразмерность частей целого, сли€ние различных компонентов объекта в единое органическое целое. —оразмерность мы никак не св€зываем с математикой. »скусство есть €вление чувственное, поэтому архитектору приходитс€ определ€ть соразмерность, опира€сь исключительно на свои ощущени€ и талант. ¬прочем, графический анализ фасадов построек прошлого сам по себе интересен.

Ќиже мы попытаемс€ описать путь создани€ художественной формы, и не только архитектурной, эстетические качества которой художник может предвидеть, и значит – к ним стремитьс€.

јвтор:
—траницы: 1 2 3 4


ќставить комментарий


≈ще про теори€ архитектуры




поделитьс€ вконтакте поделитьс€ на фейсбук
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS  арта