Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

“Официоз” – имперский дизайн Финляндии

В Design Museum Gallery (Хельсинки) открылась выставка, посвященная эстетическому стилю, сформировавшемуся в конце правления президента Кекконена. До 2 октября мы можем узнать, что бывает, когда сбывается мечта о государственной поддержке дизайна, и решить, стоит ли мечтать об этом.

Президент Кекконен на стекольном заводе
Президент Урхо Кекконен беседует с дизайнером Тапио Вирккалан (Tapio Wirkkalan) на стекольном заводе, 1975 г.
Внизу слева: скульптура Сакари Вапаавуори (Sakari Vapaavuori) для компании Arabia, которая, наряду с Marimekko входила в обойму официального дизайна. 1972 г. Фото Design Museum Gallery.


скульптура Sakari Vapaavuori для Arabia Впрочем, кураторы размышляют не о нашем, а о своем, финском. Кекконен правил Финляндией с 1956 по 1981 год, и в 70-е годы прошлого века оказывал покровительство предметному дизайну и дизайнерам. Очень успешное с одной оговоркой: продвигалось и поощрялось только то, что вписывалось в концепцию “современного национального романтизма”, вставания с колен по-фински, подкрепленного успехами в Арктике и трактовкой Лапландии как исторически финской территории.

Таким образом целостная и разнообразная предметная культура страны Суоми довольно резко и отчетливо разделилась на две части: “официальный стиль” и “диссидентов”. Нам, поверхностно знающим эстетическую историю сопредельного государства, сложно осознать или прочувствовать водораздел между ними, тем более, что речь идет в первую очередь о бессюжетном искусстве, о стекле и ковке, о фарфоре и ручном ткачестве. Причем о произведениях, которые хороши безотносительно идеологии.

произведения финских художников на выставке в Монреале, 1967 г.
Произведения Tapio Wirkkalalta, Laila Pulliselta и Birger Kaipiaiselta на всемирной выставке в Монреале, 1967 г.

Но финны, отдавая должное шедеврам и общему взлету национальной школы дизайна, не закрывают глаза на то, что победы были сопряжены с подавлением эстетического инакомыслия, а “имперский дизайн” представлял собой концепцию, рожденную элитой и слабо связанную с народной традицией, в том числе – саамской, хотя именно она и считалась истинно финской.

Это выставка о власти вообще и власти дизайна в частности. О национальной идентичности и кумовстве, отсекающем таланты только потому, что они не вписываются в спущенные сверху представления и сюжеты. И о художниках, которым повезло.

Выставка подготовлена совместно с журналом Avotakka и открыта по адресу:
Korkeavuorenkatu 23, 00130 Helsinki
по вторникам – с 11 до 8 часов вечера, в остальные дни – с 11 до 6 часов вечера.
Понедельник – выходной.

Автор:



уже 4 мнения на тему ““Официоз” – имперский дизайн Финляндии”


  1. Александр says:

    К сожалению, влияния президента в этом ключе на архитектуру не было, и многие города Финляндии утратили свой национальный архитектурный образ под давлением промышленного модернизма.

  2. archMinor says:

    “многие города Финляндии утратили свой национальный архитектурный образ” и приобрели человеческий))))

  3. Александр says:

    Вы считаете, что он был не человеческий? Я вас разочарую. Модернистская архитектура 50- 80 годов во многом была античеловечна и не имела национальной окраски.

  4. Александр says:

    Самый человечный город Финляндии http://www.liveinternet.ru/users/5006355/post393458083/

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про выставка

Еще про финский дизайн

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта