Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма


Глава 3

Логово дракона.

Если с ветром и Солнцем в чистом поле понятно, приморские сопки сильно изменят простую, как казалось, картину. Долины, раскрытые подковой на юг, действительно близки по комфорту к Крымским, тогда как водоразделы холмов и их северные, без Солнца зимой, склоны – это уж точно Колыма. Недаром наши соседи – китайцы – выделяли такие подковообразные долины, как наиболее благоприятные для жилья, называя их «Логовом дракона».

У Лилиан Ту читаем: позади дома, на севере, должна быть возвышенность – место Черной черепахи, с востока – холмы Зеленого дракона, на западе – возвышенность Белого тигра, с юга от участка – водоем. Такой участок считается особо благоприятным, привлекающим удачу и процветание, и определяется как Логово дракона.

Убирая мистику фен-шуй, видим, то мы имеем дело с амфитеатральной долиной южной ориентации, т.е. собирающей максимум солнечного тепла зимой. Гора с севера и запада укроет долину от стылого северного ветра, с востока – защитит от летней мороси и туманов. Водоем с юга отразит лучи низкого зимнего Солнца в окна нашего дома, сгладит контраст дневных и ночных температур, принесет прохладу в летний зной. Поставьте дом на горе, на всех ветрах – Вы и Ваши домочадцы начнут простывать, болеть, будет не до работы, деньги уйдут на лечение, и, в конце концов, удача покинет Вас.

Оценка микроклимата «Логова Дракона» для широты Владивостока

Фен-шуй – канон проектирования, сложившийся в условиях муссонного климата восточного Китая. Поэтому многие его положения могут быть актуальны и для архитектуры расположенного севернее муссонного Приморья. Оценка микроклимата «Логова Дракона» для широты Владивостока.

Если посмотреть на рельеф центральной части Владивостока, южный склон сопок в сторону Золотого рога как раз представляет такую систему подковообразных долин, раскрытых на юг, к водному зеркалу бухты. Примерно до середины 60-х годов XX века, сто лет, городская застройка малой и средней этажности, не выше 5 – 6 этажей – по своему масштабу вписывалась в этот рельеф. Но с внедрением методов индустриального строительства, и, позднее, в наш период «точечной» застройки, этот уникальный по своим микроклиматическим характеристикам ландшафт был практически утрачен. Массивные жилые башни, вписанные в центр таких долин, закрыли их от Солнца и открыли северному ветру. Высотки вышли из ветровой тени сопок, и «ловят» зимний муссон, сбрасывая его на пешеходов.

 северный берег бухты Золотой рог в начале XX века.

В первые сто лет застройка Владивостока по масштабу соответствовала рельефу. Сетка кварталов и высота застройки до 5 – 6 этажей удачно вписывалась в холмистый ландшафт города. Но с внедрением индустриальных методов строительства уникальный рельеф и микроклимат центральной части города безвозвратно утрачен. На схеме – северный берег бухты Золотой рог в начале XX века.

развертка современной застройки

Уже построенные высотные здания почему-то привязали прямо в центре основных пятен «Логова дракона».

отстроенные на южном склоне башни

Хорошо заметно, что отстроенные на южном склоне башни вышли за линию водораздела, в зону северного ветра, нарушая созданную природой территорию комфорта на побережье Золотого рога. Вид на северный берег, фото со стороны Орлиного гнезда на восток.

малоэтажная застройка Ландшафт и микроклимат центральной части города могла спасти малоэтажная террасная застройка, или ковровая застройка средней этажности, «стелящаяся» по склону ниже ветрового потока.
Фрагмент учебного проекта застройки западного отрога сопки Буссе, Екатерина Осокина и Татьяна Корзникова.

малоэтажные жилые структуры

Малоэтажные жилые структуры, парящие над землей – как альтернатива точечной застройке, не только останутся в зоне ветровой тени, но и сохранят естественный ландшафт, вернут в центр города зеленые зоны. Предложение Дмитрия Щукина – эскиз застройки склона в районе цирка.

ландшафт полуострова Саперный Южный склон с рядом подковообразных долин характерен не только для Золотого рога, это типичная ситуация для вытянутых по широте хребтов на юге Приморья. П-ов Саперный, остров Русский – хорошо видно, что три «гирлянды» пятен «Логова дракона», наиболее благоприятные по микроклимату участки рельефа, никак не учитывались в проекте планировки полуострова. Оценка ландшафта полуострова – Яна Марус.

жилые дома на мысе Тигровый Альтернативная башням и свободной планировке микрорайонов квартальная застройка в условиях Владивостока приобретает новое звучание – «рукотворные» подковы, раскрытые на Солнце, создают благоприятные условия зимой и в первую половину лета. Сохранение уникального ландшафта города, использование возобновляемых источников энергии и строительных материалов, разработка городских ферм, обеспечение социальной устойчивости – также входит в круг решаемых студентом в курсовом проекте «жилого комплекса» задач.
Проекты Дарьи Воробьевой и Яны Марус.

Видовые кадры жилого комплекса, дипломный проект Яны Марус

Видовые кадры жилого комплекса, дипломный проект Яны Марус

гостиница на острове Бурный Ветрозащитная подкова – «гнездо» гостиницы на мысе Бурный – альтернативное предложение уже реализованной башне отеля, создающей на прилегающей территории ураганный ветер.
Проект Маргариты Шведовой.

экологичный небоскреб Архитектура многоэтажных зданий также может быть «подстроена» под специфику климата региона. Ориентированная на солнце и ветер архитектура «административной башни» Татьяны Никитиной, учебный проект 5 курса. Обтекаемая форма «жилой башни» Алексея Рюмина снижает вероятность формирования нисходящих потоков воздуха, и усиления ветра в зоне движения пешеходов (эскизы выполнены студентом в рамках изучения концепции «эко-небоскреба» [7])

дома переменной этажности, Владивосток

Попытка учесть ветровой и инсоляционный климат Владивостока в реальном проектировании. Жилой дом переменной этажности 16-22 этажа на п-ве Шкота, Владивосток. Эскизный проект, Аргус-Арт, архитектор Павел Казанцев, 2005 г. [2]

Надо ли было поверить архитектору в энергию «ша», или просто просчитать ветер и инсоляционный режим, но многие из возведенных в последние пять – десять лет многоэтажных жилых комплексов – в центре города на Орлиной горе, на Эгершельде, 3-ей Рабочей или на Второй речке, рекламируемые как элитные и комфортные для проживания, сложно отнести к таковым. Так как понятие «элитное жилье», наверно не ограничивается центральным отоплением и видом на море, но обязательно включает и комфортный, теплый, солнечный и безветренный двор. И – шире – комфортный для человека микрорайон и город в целом. Но Владивосток, формируемый как непрерывная система благоприятных, укрытых от непогоды городских пространств – от площади и улицы, к скверу и придомовой территории, и уже затем – к квартире и лоджии с видом на море, остается студенческой мечтой.

Понятно, что корень проблем по прежнему в том же «экономном скорострое» – теперь уже частному инвестору необходимо как можно быстрее вернуть затраченные средства. При этом просчитанные за весь «жизненный цикл» застройки комфорт, здоровье и благополучие обитателей новостроек, стоимость эксплуатации самих зданий, сохранение и улучшение экологии города – понятия, по прежнему выходящие за рамки экономики архитектурно- строительной отрасли, в т.ч. и Приморского края.

комфортные пространства на сложном рельефе Непрерывная система комфортных пространств в селитебной зоне на сложном рельефе, Евгений Силин, застройка ул. Горной во Владивостоке.
Развернутые поперек рельефа, парящие над склоном «горизонтальные небоскребы» не только сохранили ландшафт, но и обеспечили удобную пешеходную связь нижних и верхних отметок склона. Перепад отметок на участке до 75 метров, и пешеход, карабкающийся вверх по открытым лестницам в зимнюю стужу и приморский гололед, наверно, заслуживает большего внимания к себе, чем сегодня.

Террасированный двор и атриум

Террасированный двор и атриум – коммуникационное пространство жилого блока

реновация поселка, пешеходные пространства Непрерывная система комфортных пешеходных пространств.
Фрагмент дипломного проекта Дарьи Воробьевой, реновация жилой среды поселка Рыбокомбинат, остров Попова Владивостокского городского округа.
В противовес открытым линейным молам, расчлененное на систему взаимосвязанных полуоткрытых двориков пешеходное пространство обеспечивает лучшую защиту от сквозняков, затенение территории, и – проветривание в штилевые солнечные погоды за счет неравномерного прогрева фасадов внутренних иррегулярных дворов.

интерьеры обновленного поселка

Пешеходная улица в поселке Рыбокомбинат

пешеходная улица

Обеспечение климатического комфорта пешеходных пространств, защита их от дождя, ветра и перегрева – не открытие приморской студенческой архитектуры, а обычная практика формирования общественных пространств городов умеренного климатического пояса, почему-то забытая во Владивостоке. Та же популярная набережная Цесаревича лишена зеленых насаждений и навесов, защищающих от дождя и Солнца. В жаркий летний день или в дождь (60 дней за теплый сезон), гулять на ее гранитно-асфальтовой территории некомфортно.

Автор:
Страницы: 1 2 3 4 5



всего 1 мнение на тему “Экологическая архитектура в региональном контексте”


  1. Павел says:

    И еще интервью в тему подоспело:
    Солнечная архитектура в Приморье, с Викторией Лабецкой на Deita.ru http://radio.mediametrics.ru/ecodom/45087/

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про российская архитектура

Еще про экологическая архитектура

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта