Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Свет и суд на гастролях Milano Design Film Festival

В Венецию на три дня приезжал миланский фестиваль архитектурных фильмов (Milano Design Film Festival). Картины для биеннального показа предлагали национальные фестивали: Arquitectura Film Festival Santiago (Чили), Architecture & Design Film Festival New York (США), New Urbanism Film Festival Los Angeles (США), Arquiteturas Film Festival Lisboa (Португалия), Festival Internacional de Cine y Architectura (Испания), Lund International Architecture Film Festival (Швеция), URBNE Films (Австралия) и Architect Africa Film Festival (Южная Африка). Из 31 одного фильма отобрали 15, лучше других вписавшихся в тему фронтового репортажа.

Giovanni Cutolo,Tobia Scarpa и Valeria Salvador на фестивале
Джованни Кутоло, Тобиа Скарпа и Валерия Сальвадор в патио Navy Officers Club: в рамках фестиваля проходила тематическая ретроспектива итальянских фильмов. Фото Piero Demo.


Хотя архитектуру лучше один раз увидеть, она не особенно киногенична, поскольку операторское искусство подменяет ее скрытую динамику явной. Для пропаганды сойдет, а для самодостаточного кинематографа будет маловато, поэтому наиболее удачные фестивальные фильмы, независимо от метра, жанровых особенностей и географической принадлежности, сфокусированы на людях. Причем на архитекторах реже, чем на остальных, потому что умножая познания о кухне проектирования мы, как правило, уводим зрителя от его смысла.

Кадр из фильма Хеннинг Ларсен - свет и пространство

Впрочем, бывают и исключения: датский фильм “Хеннинг Ларсен – свет и пространство” (режиссер и сценарист Jytte Rex). Эта классно снятая медитативная лента могла превратиться в качественную иллюстрацию, но ее спасает личность проектировщика – человека, которому случалось подчиняться бессмысленной и беспощадной чужой воле. Зато он не оправдывал ее в своем сердце, тем самым превращая подчинение в повиновение, как сказал когда-то по другому поводу Лев Толстой.

Мы видим Ларсена, умевшего отделять свет от тьмы не только в зодчестве и обозвавшего собственное творение – здание оперы в Копенгагене “тостером”. Мы видим свет, преображающий его пространство. На это не жаль потратить 69 минут, а американцы, если захотят, пусть снимут байопик про хорошего парня из списка Форбс, подарившего Дании оперный театр своей мечты.

Естественное освещение – не только эстетический инструмент, но и этический аргумент. По крайней мере в актуальной для нас теме, затронутой австралийцами в четырехминутном ролике “Queen Elizabeth II Courts of Law” (Alex Chomicz), посвященном судебному комплексу в Брисбене. Он построен по проекту мастерской Architectus, и, несмотря на присутствие традиционной Фемиды, а также многочисленных портретов судей в париках, представляет по-настоящему новаторский поворот темы и типологии.

Архитекторы ушли не только от колонн и прочих античных реминисценций. Они превратили здание суда из монумента в транзит, и хотя в окончательных решениях есть свое обаяние, обществу предлагают перестать, наконец, праздновать победу Перикла над ареопагом.

Современный суд не может и не должен претендовать на высшую справедливость, осуществляемую под непосредственным надзором богов. Это промежуточная инстанция, скорее похожая на аэропорт или вокзал, чем на храм: “что бы ни случилось в суде, жизнь продолжается”.

Конечно, дневной свет, живопись и зелень не способны защитить простого смертного от губительного воздействия судебной машины, но архитектура, по крайне мере, дает понять, что душегубство больше не является целью и даже допустимым средством. Пусть в идеале, в будущем и вдалеке от нас.

Архитектурное кино, как и сама архитектура, не в состоянии инициировать общественные преобразования, зато оно становится их полноценным индикатором.

Автор:

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про novosti

Еще про культура

Еще про современная архитектура

Еще про фестиваль

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта