Русский front на венецианском биеннале
Куратор нынешнего архитектурного биеннале в Венеции архитектор Алехандро Аравена сформулировал тему широко, но дерзко: “reporting from the front” можно перевести, как вести с передовой, а можно и пожестче. Куратор российского павильона архитектор Сергей Кузнецов посвятил отечественную экспозицию ВДНХ, и высказался в том духе, что мы уже забыли о том, чему европейцы только учатся:
“Биеннале продемонстрировала, что есть некая противофаза взглядов продвинутой европейской общественности и взглядов внутри России.
Когда у нас была гонка за дешевым, массовым жильём, строились «хрущевки» и появлялись спальные районы, вся Европа была озабочена улучшением качества жизни. Сейчас, когда мы сделали ставку на комфортабельность, стали развивать городские пространства, занялись благоустройством, реализовываем такие культурно-развлекательные проекты как ВДНХ, в других национальных павильонах представлены идеи вроде коммунального общежития, сборных домов и прочего”.
Однако львиная доля павильонного пространства посвящена не VDNH, которому еще предстоит появиться, а доброй старой выставке достижений народного хозяйства, так что наша передовая все-таки в прошлом, что чертовски правдиво. Не боясь превратиться в соляной столб, мы вглядываемся в то время и место, где жила большая мечта и великая ложь.
Они поистерлись, и архитектура обветшала – пора обновить.
Не стоит выяснять, почему зайчики едут в трамвайчике, а жаба – на метле. Кот все равно продвигается в том же направлении, хотя и сидит задом наперед. Давайте очистим зодчество от неприятных исторических ассоциаций – вон и итальянцы, по словам Кузнецова “гордятся архитектурой эпохи Муссолини“. Вообще-то итальянцам, действительно, свойственно гордиться почти всем. Но тоталитарная архитектура у них не в приоритете: она получилась несколько мрачноватой для страны, где знают толк в жизнерадостном величии. Откровенно говоря, музыка Росини, фильм “Похитители велосипедов” и даже паста, не говоря уже о Колизее, значат много больше и для местных патриотов, и для человечества в целом.
К тому же перед нами – не сталинский департамент с отлично прорисованными колоннами, а уникальный всенародный аттракцион. Здесь некогда побывали сотни тысяч наших сограждан, а миллионы, которым не довелось, слышали про эту выставку или видели ее на открытках с неизменно голубым небом: вот оно, светлое будущее, надо только немного потерпеть. Без их несладких жизней и смертей ВДНХ – просто коллекция кича, жалкий склад огромных игрушек. Которые гораздо лучше смотрятся, если их подсветить на темном фоне.
Сейчас над будущим бывшей советской утопии колдуют студенты из разных стран – в специальной “Лаборатории“, которой руководит известный урбанист Винсент Гуайарт. Со временем наверняка появятся и профессиональные сценарии, скорее всего – очень качественные.
Но основной посыл VDNH, судя по всему, унаследует из прошлого: это будет площадка, куда жители Нижнего Тагила или Воронежа станут приезжать, чтобы разок поучаствовать в образцово-показательном отдыхе. Как их деды и прадеды.
уже 3 мнения на тему “Русский front на венецианском биеннале”
Оставить комментарий
Еще про novosti
- Новый кампус БФУ строится в Калининграде
- Боливия заменит Россию на биеннале в Венеции
- MIPIM Awards 2024: девелопмент яркой архитектуры
Еще про выставка
- Боливия заменит Россию на биеннале в Венеции
- Hometextile & Design 2024: деловая программа
- Carlo Ratti стал куратором биеннале архитектуры 2025
Еще про культура
- Память места и конкурс для молодых
- Средневековый замок для всех
- Пикассо – минотавр, выпускающий на волю голубей
Наталия! Классно как всегда. Вести с нашей «утопической» ПЕРЕДОВОЙ, карикатура на сегодняшний архитектурно-социальный климат.
Спасибо, Евгений, я сама удивилась тому, что все это так откровенно представлено в Венеции)
В рамках программы мероприятий выставки V.D.N.H. Urban Phenomenon, представленной в Павильоне России на XV Архитектурной биеннале в Венеции пройдет международный симпозиум “Музеи и общественные пространства как драйверы развития городов и социального прогресса”. В нем поучаствуют главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, директор ВДНХ Екатерина Проничева, комиссар Павильона России, ректор Санкт- Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Семен Михайловский.
Тема важная, однако странно, что ее раскроют на примере столиц. По-моему музеи как драйверы роста особенно важны не для Москвы и Петербурга, а для городов поменьше.