Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Нарисованный очаг

На проходящей в Петербурге кураторской выставке, посвященной общественным пространствам, присутствовал проект преображения в таковое черной лестницы. Идея не нова: “свет, стеклом разбавленный” некогда нам был милее солнышка потому, что почти все остальные места захватили старые и малые. Былое бездолье теперь превратилось в утопию. Способных на нее польститься туда не пустят, а молодых, здоровых и богатых жителей центральных районов ждут иные развлечения.

Проект воссоздания пляжа Петропавловской крепости, Wowhaus+Rhizome group
Проект воссоздания пляжа Петропавловской крепости, Wowhaus+Rhizome group


Территория, созданная для общества и общения в современном Петербурге по большей части проваливается в щель между невозможным и невостребованным. Вот хорошо артикулированная идея – воссоздание пляжа на Петропавловской. Сегодня она невозможна так же, как “Шары над городом” (Ludi Architects). Вот менее затратный, но не менее несбыточный кинотеатр у пруда. Вот “Верхний сад” – транзитный парк на питерских крышах. На прошлой выставке Alterspb такие картины казались предпроектными предложениями, а нынче это чистый футуризм, послезавтра как альтернатива завтрашней казенщине.

проект кинотеатра у пруда, архитектурно производственная мастерская “Дело”, Арсений Бродач, Игорь Кокарев.
Проект кинотеатра на открытом воздухе, Арсений Бродач и Игорь Кокарев, архитектурно-производственная мастерская “Дело”

Коллективная репрезентация, авторы проекта Александр Берзинг, Андрей ВороновАнтиутопия тоже присутствует – в виде огромного здания, занимаюшего как можно больше площади “на районе”.
В пояснительной записке Александр Берзинг и Андрей Воронов прямо намекают на то, что народ готов многое простить ради величия или хотя бы величины, в том числе бессмысленность. Впрочем, у этой загадки есть возможная разгадка: нам не жить без доминанты, а приходится, поскольку город давным давно отодвинулся от Петропавловской крепости туда, где шпиля не видать, и дерзость первопроходцев повыветрилась в случайных аэродинамических трубах.

В тексте, выделенном в особый экспонат, куратор выставки Владимир Фролов иронизирует над попытками урбанистов предсказать наше непредсказуемое поведение и ностальгирует, вспоминая времена, когда дома имели самодостаточную ценность, оправдывая труд архитектора в глазах горожан. Однако в ту пору они отчасти были общими: в третьем дворе на Невском жили люди, носившие по черным лестницам дрова и снедь, а теперь там за железными воротами обитают счастливцы, которым обещана социальная однородность.

Но город – не пригород, он выживает и развивается за счет разнообразия, и урбанисты просто пытаются вернуть ему утраченное равновесие. Их индуктивный подход не противоречит архитектурной дедукции: очаги культуры и отдыха способны воспламенять окружающее пространство. Даже если они нарисованы, ход в будущее – за ними.

Афиша выставки AlterSPb

Автор:



всего 1 мнение на тему “Нарисованный очаг”


  1. Pingback: Студия Борщ: “Архитектурная Дача” - Архитекторы пишут- архиблог Шу

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про novosti

Еще про выставка

Еще про российская архитектура

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта