Выставка “Воспоминания о море”
Не ведитесь на ностальгическое название: петербургская выставка «Воспоминания о море» посвящена настоящему, и старинные стены нового лофта на канале Грибоедова лишь оттеняют сиюминутность экспозиции. Здесь все молодое и все молоды. Здесь дизайн, фотография и музыка пытаются слиться воедино, как в первый раз: у других не получилось, а у нас выйдет.
Безбрежно широкая тема выбрана со знанием дела. В море много чего плавает, и обросшая личными ассоциациями стихия помогает соблюсти законы жанра, превращая табуретки, вешалки и пейзажи в краски, которыми пишется общая картина. У выставочного искусства свои парадоксы: вполне коммерческие и утилитарные вещи на поверку оказались более благодатным материалом, чем специально созданные объекты. Хотя бы потому, что их не нужно специально понимать.
Графическое прошлое дизайнера Тимофея Журавлева ощущается с порога и даже за порогом, при первом взгляде на афишу и выставочный буклет. Создатель и производитель занятной, но простой, как и требуется для серийного производства, мебели возвращает ее к истокам: объем родился на свет как росчерк на бумаге и снова стал знаком. Активный до агрессии кирпич растворяет дерево, нивелируя самостоятельную фактуру лиственницы. Окрашенные в небесно-голубой или алый цвет поверхности в такой среде кажутся игрушечными, решетчатые структуры нарочитыми, а формы причудливыми. К счастью: довести до бесплотности собранные на шпунтах добротные модульные структуры сложно – так же, как придать материальность и объем фотографиям.
Их автор, Катерина Васильева, по первому образованию – оператор, а по призванию – фотограф, вдохновенно снимающий интерьеры и все, что в них находится. Впрочем, на выставке такие снимки локализованы на большом экране, а экспозицию составляют произведения другого рода: сначала следы пешеходного путешествия вдоль большой воды, маленькие и темноватые по сравнению с широкими белыми рамками, потом – глубокие и очень архитектурные портреты по-морскому монументальных питерских рек, одновременно фрагментированные и завершенные. И наконец – инсталляция в виде ящичков с прорезями, в которые вставлены слайды: не то воспоминание об архаических проекторах начала прошлого века, не то хранилище для свежих впечатлений, не то игрушка для взрослых. Изображения предметны и, в конце концов, трансформируются в предмет.
Физически плоскостное и объемное творчество связывают вывешенные на стене подушки-сумки с «фотокарманами» – совместное произведение Журавлева и Васильевой, симпатичное, но, возможно, слишком буквальное. Зато наглядное: другие картинки явно пострадали из-за авторских светильников, которым лучше в полутьме.
Остальное вполне сложилось, радуя глаз, кожу и уши безо всяких усилий и философии. И без моря, которое, как водится в Петербурге, остается невидимкой.
Еще про выставка
- ДизайнВыставка приглашает
- Боливия заменит Россию на биеннале в Венеции
- Hometextile & Design 2024: деловая программа
Еще про дизайн в России
- ДизайнВыставка приглашает
- Лаборатория проектирования игровых пространств «ГОРОД ИГРА»
- Hometextile & Design 2024: деловая программа