Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Архитектурная и градостроительная политика Российской Федерации после вступления в ВТО

20 февраля 2014 г. состоялось очередное заседание Совета по архитектурному и историческому наследию Санкт-Петербургского Союза архитекторов.
Алексей Юрьевич Ананченко, архитектор, советник Российской Академии архитектуры и строительных наук ( РААСН ), сделал сообщение об архитектурной и градостроительной политике Российской Федерации после вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Основные этапы развития отношений и изменения законодательства: ВТО, Россия, Таможенный Союз

Факт вступления России в ВТО вызвал необходимость переосмысления роли и места архитектурной деятельности в жизни государства и общества, в том числе в градостроительном законодательстве.
Для понимания особенностей законодательства РФ, его сильных и слабых сторон представлен хронологический анализ развития и изменений нормативно-правовой базы России начиная с 1995 года, то есть с момента официального создания ВТО. При наличии многочисленных смысловых связей сопоставлены четыре основных направления законодательства:

  • градостроительная деятельность,
  • архитектурная деятельность,
  • охрана и использование объектов культурного наследия,
  • техническое регулирование.

Обращено внимание на объективность появления в 2002 году закона 184-ФЗ РФ «О техническом регулировании», принятие в 2004 году нового Градостроительного кодекса РФ (190-ФЗ) как необходимых инструментов для вступления России в ВТО и постепенное установление к 2010 году доминирующего положения этих документов.

Отмечено, что закон «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» 1995 года (169-ФЗ) последовательно утрачивал то значение, которое первоначально ему отводилось в сфере градостроительных отношений, в результате чего архитектурная деятельность сегодня не рассматривается Градостроительным кодексом как необходимый интеллектуальный и созидательный элемент строительной деятельности. Определение термина «архитектурная деятельность» выглядит недостаточным, поскольку не включает преобразования объектов капитального строительства (реконструкцию и капитальный ремонт), а также работы по сохранению (реставрации, приспособлению для современного использования) объектов культурного наследия.

В свою очередь, нормы технического регулирования обязательны для всех этапов, объектов и процессов градостроительной деятельности. Таким образом, сфера технического регулирования является всеобъемлющей и объединяющей, как и сфера градостроительного регулирования.

Оценивая пройденный за 17 лет путь, отмечая объективность и неизбежность установления новых законодательных отношений, приходится признать их неоднозначность, недостаточную согласованность и неокончательность. Принятые в 2012 и 2013 годах «дорожные карты» правительства направлены на оптимизацию строительной и градостроительной деятельности. При этом «дорожные карты» носят противоречивый и взаимоисключающий характер, свидетельствуют о неуверенности законодательной и исполнительной власти как в постановке задач, так и в способах реализации градостроительной политики. Неустойчивость, резкие колебания законодательства внушают неуверенность и национальным, и зарубежным участникам российского строительного рынка.

На фоне ежегодно вносимых многочисленных поправок в нормативно-правовые акты остаются неурегулированными многочисленные аспекты внутреннего российского законодательства. По-прежнему остаются открытыми для произвольных толкований многочисленные вопросы терминологии. Принятые для сближения позиций России и стран ВТО положения законодательства о техническом регулировании с течением времени трактуются произвольно, установленные принципы допускают исключения, что совершенно недопустимо с точки зрения поддержания статуса закона в диалоге власти и общества.

Для дееспособности законодательства и однозначного принятия установленных обществом требований особого внимания заслуживает корректная постановка задач и провозглашение принципов, определение сфер действия и безукоризненное согласование трактовок внутри отдельно взятого документа и в рамках всей совокупности действующих нормативно-правовых актов. Без приведения к взаимному соответствию национальной нормативно-правовой базы невозможно строить реальные планы по гармонизации отечественного законодательства с международными правилами.
В очередной раз отмечена необходимость ясного законодательного закрепления роли архитектора и архитектурной деятельности как неотъемлемой части деятельности градостроительной.

Задача создания и модернизации благоприятной среды жизнедеятельности человека не может быть решена без признания на законодательном уровне роли архитектора как профессионального и социального гаранта результата градостроительной деятельности. Безусловно, здесь требуются решительность законодательной власти и готовность профессионалов принять на себя высокую ответственность.
В дискуссии по итогам сообщения участвовали председатель Совета по архитектурному и историческому наследию Р.М. Даянов, С.Ю. Бобылев, М.В. Сарри, В.Э. Лявданский, В.А. Реппо.

Автор:

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про градостроительство

Еще про российская архитектура

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта