Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Архитектура и нравственность

автор текста © архитектор Евгений Чемеркин, Электросталь, фото © П. Голованов

Главный аспект созидателя

Назовём его нравственным.

Это основной, самоконтролирующий аспект деятельности архитектора. Нравственный аспект в проектировании, в архитектуре – это венец развитости мастера, его способность освоить всю многогранную задачу создания архитектурной формы, бесконфликтно вписанной в окружающую среду.


Это дорого стоит.

Но это стоит дешевле последствий разрыва, уничтожения среды, её сложившихся морфологических, экономических, информационных коммуникаций.А ведь уничтожение среды происходит при его непосредственном участии.

Отказаться от заказа нельзя, уничтожить среду нельзя, так что же можно? Остается разве что повторить снесённое.Повторить, дублируя, не удастся – под алчным присмотром девелопера. Только если стилизовать новую форму. Это давно известный приём, в большей мере неиспользуемый при реконструкции городов.

При этом уничтоженное своеобразие морфологического текста уничтожает весь язык среды, заставляет говорить на безнравственном тарабарском наречии.

фото Парижа,© П. ГоловановИ страшен город, где нет своеобразия. Где нет истории. Где всё рационально уничтожено, распланировано и построено. Где уничтожена его историческая интонация. Движение в нём застыло. И хорошо, если застыло в мастерстве художников, а если в утилитарности полносборного домостроения или однозначности монолитного каркаса?

Рынок – необузданный, дьявольский, не способен считаться с этим. Неразвитая, пропитанная зарубежными впечатлениями, фантазия заказчика, умноженная на зависть к конкуренту, способна уничтожить место. И только архитектор сдерживает натиск этих желаний, проявляя собственное ЭГО зодчего, становящееся стимулом для кристаллизации нравственных приёмов.

Сложная, тяжёлая задача. Жизнь ускорила свой бег. Мгновенно перешла от титульно-планового строительства к рекламе, пристройкам, перестройкам, многоэтажным гаражам, дорогам, точечным вставкам и ковровым высотным территориям. Деконструктивизм, в виде центрального торгово-офисного центра, довершил композицию. Обозначил «цель».

Пройдитесь по центру Амстердама, Парижа, Брюсселя. Неповторимый аромат среды сохранён для будущего, как один из невозобновляемых культурных памятников, ненавязчиво воспитывающих зрителя, общество. И только профессиональная высоконравственность и мастерство Ричарда Роджерса и Ренцо Пиано позволили вписать «Центр Помпиду» в неповторимый текст.

Автор:



уже 4 мнения на тему “Архитектура и нравственность”


  1. Natalia Shustrova says:

    Евгений, думаю, во многих случаях уничтожение среды происходит не из-за физического разрушения отдельных построек, а почти исключительно за счет уничтожения связей, о котором Вы написали.
    Очень-очень давно у меня на глазах достраивался концертный зал Октябрьский, и я просто не могу выразить словами, какое сильное культурное впечатление произвел этот самый зал лично на меня.Не потому, что речь идет о шедевре, а потому что современенное здание, с одной стороны, стояло на оси улицы, как и положено в центре Питера, а с другой – было новым, совершенно невиданным. От этого просто сознание раздвинулось. Если не вырос в центре, трудно понять, как там, в рядовой застройке позапрошлого века, не хватает света, воздуха, визуального покоя ребенку, весь мир которого ограничен несколькими кварталами.

  2. Е. Чемёркин says:

    Архитектура концертного зала, выполненного в начале шестидесятых годов архитектором Каменским В. А. со товарищами, шедевр контрастного вписывания в контекст. Это удачное решение делает здание постоянно “современным”. Вы правы, когда говорите про “связи”. Забываемая порой методика архитектурного проектирования,исключение связей в виде общего масштаба, ритма, пластики, этих академических методов, позволяющих сохранить “литературу” места, превращает в карикатуру некоторые наши градостроительные образования. Яркий пример – площадь Белорусского вокзала в Москве.

  3. Natalia Shustrova says:

    Если считать, что площадь – это место, где доминирует пространство, у Белорусского вокзала, на мой взгляд, уже и не площадь почти, а просто очень широкая улица.

  4. Александр says:

    ” Пространство, а не камень-материал архитектуры” (арх. Ладовский)

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про градостроительство

Еще про мнение

Еще про цивилизация

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта