Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Архитектура XXI: новые энергетические источники и их креативная функция

Мегаполисные доминанты архитектурного творчества

Проф. Игорь Середюк
С одинаковым недоверием и подозрительностью отношусь к человеку, желающему получить ответ на вопрос: «Каковы основные принципы современной архитектуры?»,
и к человеку, пытающемуся на этот вопрос ответить.
Негативно оцениваю интеллект индивидуума, который не делает ни первое, ни второе.


В ХХ столетии историческая эволюция архитектурных стилей энергетически приостановилась, уступив место каскаду кратковременных трендов.

Тысячелетний стилевой марафон потерял свою динамику в темпоральном деффиците. Если сооружение готического храма, – сложнейшей формально-конструктивной и художественной стилевой системы,- безудержно выходило за пределы столетия, то при зажатых временем архитектурных трендах двадцатого столетия творческие проблемы укладываются в несколько десятилетий.

Положение могло усложниться, если б не реакция человеческого интеллекта, его традиционная способность нестандартно выходить из кризисных состояний.
Именно благодаря этому практика пополнилась энергетически новыми креативными доминантами*), стимулируюшими развитие как геометрических форм, так и теоретических концепций.
Решающие изменения в этом отношении произошли в конце ХХ столетия с возникновением нанотехнологии и суперструнной теории.
Благодаря им стало возможно актуализировать креативную деятельность в самых широких социальных и культурных областях , включая медицину и архитектуру

Авторская инициатива придать трендовым доминантам, благодаря их особой активности, эпитет «мегаполисные» лишь подтверждает сложность современных архитектурных построений и возможность их решения в то время, когда стилевые доминанты, растворившись в пространстве и времени, свое энергетическое значение потеряли.
Когда функция трендовых доминант главенствует, интеллектуальная слабость архитектурной практики, беспомощность теоретических инициатив, заполняющих страницы безынициатиных публикаций, не логичны и оправдания не находят.
Доминанты – стилевые и трендовые энергетические источники архитектуры, представляющие главенствующие идеи и значения.

Проблема весьма актуальна в связи с продолжающейся банализацией архитектуры, отсутствием ярких вспышек, присущих интеллектуальной жизни, например, ХIХ столетию. Художественные средства, с которыми архитектура вошла в ХХI столетия, если не полностью потеряли свой выразительный потенциал, так подверглись значительной девальвации.
Положительное решение проблемы явно находится на расстоянии вытянутой руки.
Только никто эту руку протягивать не отваживается и не способен.

Ясно лишь одно: начинать надо отсюда. То есть, с того времени, когда для выхода из стагнации человеческий интеллект проявил способность создавать доминанты как новую инструментальную методологию.
Среди них наиболее эффективный технологический эффект ожидался от нанотехнологии, предрешающей судьбу современного креативного мышления наиболее оперативно и содержательно.

Удовлетворенность конструктивностью мегаполисных доминант навряд ли потребует создания в современной архитектуре каких-либо дополнительных конкурентных интеллектуальных алгоритмов. Это утверждение и логично, и полезно: оно способствует стабилизации архитектурного мышления во времени.

Автор:
Страницы: 1 2 3



уже 9 мнений на тему “Архитектура XXI: новые энергетические источники и их креативная функция”


  1. Александр says:

    Современная архитектура не может выполнить главную задачу- формирование среды, благоприятно влияющей на человека и находящейся в гармонии с природной . Поэтому она практически вытеснена инженерией. При нынешних темпах роста населения в мире главной задачей станет выживание любой ценой, что неминуемо приведёт к краху цивилизации.

  2. Natalia Shustrova says:

    Александр, пока, действительно, не может. Но это не окончательно, и Игорь видит светлое будущее архитектуры не в инженерии, а в науке.

  3. Александр says:

    К 2050 году необходимо увеличить на 50 % жилой фонд в мире ( для выживания) Это при том, что уже сейчас на строительство идёт 50 % ресурсов и сырья и 48 % энергоресурсов. С упором на науку эту проблему не решить. Впереди нас ждёт сокращение населения ( не гуманными способами) На это , скорее всего будет ориентирована наука.

  4. Александр says:

    Поправка- к 2050 году жилой фонд необходимо увеличить в 2 раза.

  5. Igor says:

    Альтернативы Александра несомненно заслуживают внимания. Мне они нравятся. Обществу несомненно следует быть готовым к ожидающим его цивилизационным непостоянствам. Это не обозначает. что оно позволит себе замереть у разбитого корыта. Архитектуру спасет нанотехнология.

  6. Александр says:

    Нанотехнологии – маленькая ступенька в развитии технологий. Они не может претендовать на роль спасителя архитектуры как вида искусства. При развитии технологий ,как правило, не просчитываются отрицательные последствия изобретений. Это весы, где взвешиваются плюсы и минусы. Про плюсы нам рассказывают ещё до внедрения , а последствия минусов мы расхлёбываем на протяжении десятилетий, уничтожая всё вокруг. Так как, что применять и где решают не учёные, а предприниматели и чиновники.( пример – добыча сланцевого газа)

  7. Александр says:

    К 2025 году в Китае будет 225 городов с населением более 1 млн.( в ЕС их всего 35) При этом, за последние годы в стране уничтожено 90% традиционных зданий. Будущее архитектуры куётся там. Какое оно будет?

  8. Igor says:

    Вообще-то я не могу избавиться от тревожного состояния,что современная архитектура продолжает блуждать со своей избыточностю и неоукрашательством в убранстве аналоговой архитектуры.

  9. Igor Sereduk says:

    Мировой интеллект придерживается мнения, что “нанотехнология, занимающаяся обработкой материи в особо малом масштабе, является одной из наглядных .
    и убедительных новых технологий современности”.
    Говорить чему-то “нет”, не укрепив его перспективной альтернативой, просто неправомочно.
    Но энергетическое ослабление ведущей концепции в какой-то степени наносится.

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про теория архитектуры

Еще про цивилизация

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта