Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

История с 3D-моделью

«Мы создаем 3D-модель, чтобы люди всего мира могли знакомиться с уникальной историей нашего края!»
Александр Шкира, мэр города Переяслава-Хмельницкого, Украина

Александр Шкира, мэр города Переяслава-Хмельницкого, Украина


Переяслав-Хмельницкий – один из главных культурно-исторических центров Украины. По данным русских летописей, он был третьим по важности городом древнерусского государства – после Киева и Чернигова. Сегодня в нем проживает около 27 тыс. человек. Город стоит на берегу Каневского водохранилища, созданного искусственным способом в русле Днепра в 70-е годы прошлого века путем затопления нескольких десятков населенных пунктов.

Александр, два года назад вы начали работать над масштабным проектом 3D-реконструкции затопленных в результате создания Каневского водохранилища земель. Почему возникла такая идея, и как этот проект связан с планами развития города?

У нашего проекта сразу несколько задач. Во-первых, это сохранение памяти поколений. Сейчас еще живы люди, чьи дома стояли раньше здесь, на берегах Днепра. В период с 1961 по 1974 год по указу Никиты Хрущева они были выселены с этих земель и разбросаны по всему Союзу. Теперь эти люди один раз в году собираются в нашем городе, приезжают из самых разных уголков земного шара, многие, кто не может приехать, высылают воспоминания, пишут книги и песни о своих родных селах. Важно, что история пропавших населенных пунктов очень богата, она уходит корнями во времена казачества. Многие из этих домов, храмов описывал в своих произведениях Тарас Шевченко. Здесь жили и работали многие великие художники, писатели, мыслители и политические деятели Украины. Во-вторых, наш проект связан с развитием туризма в Переяславе-Хмельницком. Для города это приоритетное направление. Уже сейчас у нас больше, чем в любом другом городе Украины, музеев на душу населения – 24 музея при 27 тыс. жителей. Мы хотим вывести наш историко-этнографический комплекс музеев на новый уровень, то позволит сделать город еще привлекательнее для туристов. Ну и, в-третьих, нам важно, чтобы с нашей историей знакомились люди всего мира, не только жители Украины и СНГ. Это, пожалуй, главная причина, по которой мы решили обратиться к современным технологиям и начать работать над интерактивной моделью.

Что будет представлять собой 3D-реконструкция, когда все работы будут завершены?

Это будет трехмерная интерактивная детализированная модель, по которой можно передвигаться, делать крупнее тот или иной объект, рассматривать дома, церкви, другие постройки, географический ладшафт с разных сторон, получать по каждому объекту справочную информацию. Вероятнее всего, модель будет размещаться на экранах с тачскрином, посредством которого посетители музея (или музеев) смогут взаимодействовать с моделью. Мы планируем использовать модель и во время экскурсий по водохранилищу. С помощью мобильных устройств наши гости смогут подключиться к модели и видеть, что раньше было в каждой его точке. Также 3D-модель будет размещена в Интернете в доступном для всех посетителей нашего сайта формате. Конечно, пока еще не решены многие технические вопросы, мы только в начале пути.

А что уже сделано на данный момент?

Полностью готов макет одного населенного пункта, это село Козинцы, выселение которого произошло в 1964 году. Мы воссоздали его здания: это около 40 объектов, со всеми коммуникациями – дорогами, озерами, полями и рекой Днепр. Для его создания использовались самые разные данные: отпечатанные карты местности начала ХХ века, немецкие топографические карты времен Великой Отечественной войны, немецкая аэрофотосъемка того же периода, наши топокарты 60-х годов, снимки из космоса, сделанные в 2006 году, фотографии домов и улиц, собранные у местных жителей, и большое количество воспоминаний, записанных или зафиксированных в виде карт на миллиметровой бумаге.

Руководители проекта прошли обучение на базе компании-интегратора, научились самостоятельно работать с моделью и правильно ставить задачи научным сотрудникам и волонтерам, которые собирают данные для модели, ведь еще очень многое предстоит сделать. Нам нужно воссоздать остальные населенные пункты, затопленные водохранилищем, а недавно мы решили дополнить модель и исторической частью Переяслава-Хмельницкого и территорией музея под открытым небом, который создавал мэтр музейного дела Михаил Иванович Сикорский.

В работе над проектом принимает участие много разных специалистов. Как строится их совместная работа и какое программное обеспечение позволяет объединить все полученные от них данные?

В качестве основного программного продукта мы выбрали Autodesk Infraworks, поскольку он позволяет, с одной стороны, работать с большим количеством данных и форматов, а с другой – адаптировать тяжелую модель для размещения в Интернете, что поможет в дальнейшем сделать модель публичной. Если говорить об организационной части нашей работы, то в ней принимают участие сотни людей. В городе существует историко-этнографический заповедник «Переяслав», есть государственный педагогический университет имени Григория Сковороды. На базе этих двух учреждений создана рабочая группа, которая собирает информацию и формирует научную основу для нашего проекта. Она находится в плотном контакте с жителями этого края, а также техническими специалистами.

Александр, можете подробнее рассказать о технической стороне вопроса?

Предлагаю поговорить об этом на AU Russia 2013. Мой доклад «Историческая реконструкция территории сел, затопленных Каневским водохранилищем» назначен на 2 октября.

Автор:



уже 2 мнения на тему “История с 3D-моделью”


  1. Vadim says:

    Я опять про “своё” рџ™‚ На сегодняшний день совершенно бездумная и хищническая застройка затапливает российские города бетонными гетто. Параллельно с застройкой самих городов улицы, переулки и дворы затапливаются автомобилями. Не пора начать 3D моделирования тех городов, в которых мы жили лет 20 тому назад. В этих городах были дворы, газоны, песочницы…

  2. Natalia Shustrova says:

    Вадим, как ни странно, я тоже о чем-то в этом роде подумала… Уже пора.

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про культура

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта