ƒогнать ÷умтора

Ђя думаю, что шанс обнаружить красоту выше, если не действуешь пр€миком.  расота в архитектуре рождаетс€ практичностью. ќб этом узнаешь, изуча€ старые швейцарские фермы. ≈сли делаешь то, что должен, и повезет, тогда в конце концов по€витс€ нечто труднообъ€снимое, но жизнеспособноеї.

павильон Serpentine Gallery, Ћондон, 2011 год, ѕетер ÷умтор
павильон Serpentine Gallery, Ћондон, 2011 год, ѕетер ÷умтор, фото © Hortus Conclusus

архитектор ѕетер ÷умторЎвейцарский архитектор ѕетер ÷умтор, упр€мо следу€ своей тропой, превратилс€ в глазах архитектурного истэблишмента из консерватора в провидца.  астанеда, заметивший, что воина может спасти только совершенство, осталс€ бы доволен перфекционистом, дл€ которого звук, изданный захлопнутой дверью Ц один из критериев архитектурного качества. ќднако пошлые рассказы о вознагражденной старательности тут неуместны: ÷умтор, как и любимый им ’айдеггер, в первую очередь дал себе труд разобратьс€ в мире, где многое придумано до нас. » решил, что ему пригодитс€ далеко не все.

Ђ’от€ воздействие архитектуры основано на дисгармонии, фрагментации и ломаных ритмах, а группировка или структурные разрывы способны выразить послание, как только мы понимаем его смысл, любопытство умирает, и все, что остаетс€ Ц вопрос о практической пользе здани€ї.

—туди€ ѕетера ÷умторајрхитектор отвергает простимулированный модернизмом и радостно подхваченный миром культ новизны, а заодно Ц и культ выразительности, столь очевидно про€вленный в работах ‘рэнка √ери и «ахи ’адид. ћногократно отмеченна€ критиками эмоциональность его объектов Ц другого рода и происхождени€.

ЂЋучше, чтобы эмоции рождались в здании, а не от здани€Е если строение достаточно точно отвечает месту и назначению, оно станет мощным без художественных ухищренийї.

ѕолучаетс€, что музей не затмевает представленных в нем произведений искусства, а церковь Ц духовной жизни, протекающей в ее стенах. “акой подход труднее продать, чем броский артистизм, он не сулит заказчику эффект Ѕильбао, зато обещает люд€м желание возвращатьс€ снова и снова туда, где ничто не мешает беседе с самим собой или богом.

музей современного искусства в Ћос-јнжелесе
макет музе€ современного искусства в Ћос-јнжелесе, представленный 6 июн€ на персональной выставке ÷умтора

термальный бассейн в ¬альцеЂя часто сталкиваюсь со здани€ми, спроектированными с €вным старанием и стремлением найти особую форму, и обнаруживаю, что они мне мешают. јрхитектор через каждую деталь без остановки разговаривает со мной, продолжа€ повтор€ть одно и то же, и € быстро тер€ю интерес. ’ороша€ архитектура должна принимать человека, помогать ему прочувствовать архитектурное окружение и жить в нем, но не должна непрерывно с ним болтатьї.

¬опрос формального €зыка и стил€ отодвинут на задний план, и решаетс€ сам собой по ходу дела. ¬ сухом остатке – материализованные в буквальном смысле слова запросы природы и людей. ¬о всей полноте ощущений Ц звуковых, тактильных и зрительных, между которыми не надо выбирать ни в доме, ни в храме.

католический приют в Ўвейцарии
католический приют в Ўвейцарии, 1986. ‘ото © Helene Binet

Ђƒерево почти исчезло, потому что считалось слишком дорогим, сложным и старомодным. я вернул его как конструктивный материал, потому что р€дом с ним и в его окружении чувствуешь себ€ хорошо. ƒом из стекла, бетона или известн€ка ощущаетс€ по-другому. Ёто просто кожей чувствуешь, так же как фанеру, шпон или бревно. ƒерево, в отличие от стекла и бетона, не крадет телесное тепло. ≈сли жарко, в дерев€нном доме будет прохладнее, чем в бетонном, а когда холодно Ц наоборот. я сохранил бревенчатую конструкцию из-за того, чем она может одарить телої.

интерьер кафе Kunsthaus, дизайн ѕетера ÷умтора, 2013 г.
 афе в ресторане Kunsthaus, открывшемс€ в 2013 г вместо музейного магазинчика. »нтерьер – ÷умтор, фотограф Markus Tretter © Kunsthaus Bregenz

Ђ»нтерьеры похожи на большие инструменты, собирающие звук и распростран€ющие его повсеместно. Ёто св€зано с формой, уникальной дл€ каждой комнаты, с фактурами материалов и способом их использовани€ї.

обеденный зал в ресторане Kunsthaus
ƒл€ обеденного зала ÷умтор также спроектировал стуль€ с красной кожаной обивкой. —ветильник – дизайнер Madlaina Lys, фотограф Markus Tretter © Kunsthaus Bregenz

—ознательно экономный по части выразительных средств ÷умтор не считаетс€ с затратами времени, заполненного напр€женным трудом, однако неограниченного привычными дл€ современников рамками. ѕроцесс дл€ него важнее результата, но по причинам, категорически отличным от тех, на которые ссылаетс€ акционизм и актуальное искусство. Ёто средневекова€ щедрость строителей соборов или велика€ расточительность русских мастеров, рубивших  ижские церкви – проникнута€ стремлением к совершенству, независ€щему напр€мую от того, кому доведетс€ завершить работу.
„тобы так проектировать, нужны покой и вол€. »х ÷умтор генерирует в себе и вокруг себ€ Ц в мастерской.

÷умтор играет в футбол
÷умтор в запасе, фото © Romani v. Barbari

јвтор:


целых 2 комментари€ (ев) к публикации “ƒогнать ÷умтора”

  1. 2

     ак тебе такое, ћис ван дер –оэ – Ќовости архитектуры- архиблог Ўу высказалс€(лась)так:


    […] —реди лауреатов прошлых лет Ц архитекторы –ем  олхас, јлваро —иза, ѕетер ÷умтор, ƒэвид „ипперфилд и другие мастера с мировыми именами […]

  2. 1

    ѕетер ÷умтор дл€ јлесси –  ак живет дизайн (событи€)- архиблог Ўу высказалс€(лась)так:


    […] Alessi, наконец, довела до ума комплект дозаторов, спроектированных †знаменитым архитектором†ѕетером ÷умтором. […]

ќставить комментарий


≈ще про современна€ архитектура

≈ще про теори€ архитектуры

≈ще про ÷умтор


поделитьс€ вконтакте поделитьс€ на фейсбук
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS  арта