Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Фасад как манифест

проект, текст, фотографии и иллюстрации © Bernard Tschumi Architects

Anima – культурный центр для итальянского дебюта

Бернар Чуми (Bernar Chumi), швейцарец, который сначала занимался теорией архитектуры, а потом открыл офисы своей мастерской в Нью-Йорке и Париже, дебютирует в Италии, где современная архитектура приживается лучше, чем у нас, но хуже, чем в других европейских странах. Тем не менее архитектор твердо рассчитывает, что здание будет построено в 2016 году – на выигрышном со всех точек зрения месте, между морем и холмами, однако вблизи от хайвея. Скорее всего, так и будет: в роли заказчика выступает фонд Cassa di Risparmio di Ascoli Piceno, известный прогрессивными взглядами и располагающий необходимыми финансами. Муниципальные власти, со своей стороны, поддерживают затею: иностранный архитектор воплотит в жизнь патриотичную концепцию – Anima полностью посвящен местной культуре и искусству.

культурный центр ANIMA в Италии, Grottammare, архитектурное проектирование Bernard Tschumi Architects


наброски фасадов, ручная графика Бернара Чуми«Фасады – сравнительно свежее изобретение. Тысячелетиями вплоть до итальянского ренессанса внешность наружных стен в основном диктовалась конструкцией из камня, кирпича или дерева. Разделяя сущность стены и обработку ее поверхности, ренессанс дал дорогу формальной композиции и классическим ордерным системам. В 20-м веке строительные технологии и культурные перемены привели к абстрактной, модернистской восприимчивости, сохранявшей, впрочем, приметы формальной композиции, восходящей к ренессансу.
Постмодернистская реакция на принципы модернизма была, по существу, возвратом к предмодернистским коннотациям, продемонстрированным в экспозиции “Strada Novissima” на венецианском биеннале 1980 года. И, хотя век постмодернизма оказался коротким, в конце прошлого столетия наблюдался отказ от формальных фасадов, стремление заменить их концепцией оболочек, уничтожающих границу между вертикальной стеной и горизонтальной крышей.

Parc dela Villette - победивший в конкурсе проект Чуми, Париж
мастерплан и архитектурное проектирование парка достались Чуми по итогам международного конкурса, 1982-1988

концертный и выставочный зал, Франция
культурный комплекс
с концертным залом, Руан
Начиная с Parc dela Villette, в большинстве работ нашей мастерской мы трудились над оболочками, используя самые разные материалы и учитывая контекст и содержание. Однако проектируя ANIMA, Бернар Чуми решил выяснить, можно ли переосмыслить фасад как простую вертикальную панель, не опираясь на формальные композиционные приемы, возникшие в эпоху возрождения.
Можно ли спроектировать фасад, не используя формальную композицию? Можно ли спроектировать фасад, который не будет ни абстактным, ни фигуративным, то есть, строго говоря, бесформенным? Поднять эти вопросы нас побудила и экономика, и культура: сдается, что во время экономического кризиса предаваться формальным геометрическим изыскам, основанным на игре изгибающихся объемов, не слишком ответственно. Время “иконизма”, похоже, истекло, а вместе с ним и уйдут и произвольные скульптурные формы недавнего прошлого, часто созданные в отрыве от контекста, содержания и бюджета.

Кроме того, провозглашаемая определенными архитектурными кругами нужда в “автономной” архитектуре, базирующейся на исторических константах, кажется неуместной, когда истинная цель проекта – диалог с другими дисциплинами, от живописи до литературы и музыки.
набросок композиции культурного центраНе случайно мы изучали работы Vedova, Burri, Manzoni, Fontana и даже Fazzini, художника, который живет и творит в Grottammare. Каждый художник подарил нам знание итальянских условий, отличных от существующих в Шанхае, Дубаи или Мумбае.
В ANIMA вместо очередной автономной, знаковой и скульптурной формы мы решили исследовать интерактивность, простоту и сдержанность.
культурный центр
архитектор Бернар Чуми
заказчики фонд Cassa di Risparmio di Ascoli Piceno
муниципалитет Grottammare
площадь участка 9 225 м кв.
площадь здания 7 190 м кв.
проектирование 2012-2014
открытие 2016
Мы чувствовали, что внутренняя организация пространств (“дворовая” концепция) важна с общественной и культурной точки зрения, однако внешний облик проекта столь же существенен. Поэтому мы разработали простой план: квадрат с четырьмя фасадами, а крыша стала пятым. У каждого из них собственный язык, учитывающий защиту от инсоляции, естественное освещение и вентиляцию и, одновременно – воплощающий мощную идентичность для внешнего мира. Короче говоря, изнутри наш проект похож на идеальный маленький город с четырьмя дворами и главным залом, а снаружи – это исследование современной восприимчивости и культуры.
Проект скорее интеллектуальный и социальный, чем формальный, и в целом его можно считать обобщенным ответом на вопрос: как здание может, одновременно выражая местную идентичность и связь с миром, быть абстрактным и фигуративным, простым, но не примитивным, экономичным без дешевки? »

Автор:

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про современная архитектура

Еще про теория архитектуры

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта