Потерянные надежды
автор текста и ужасных фотографий – архитектор Юрий Пермяков
Сегодня завершился конкурс сразу на 2 площадки в Самаре.
Событие это далеко не рядовое. Конкурсы (не тендеры) не проводятся у нас никогда.
Начну с того, что на доме архитектора не было никакого оповещения о проходящем событии. Двери наглухо закрыты, шторы завешены. Пробираться пришлось через запасной вход со двора. Будь я обычным прохожим, никогда бы не узнал о мероприятии, имеющим для города хоть и небольшое, но значение.
На двери домофон, несколько кнопок, напротив одной и них бумажка с надписью «союз архитекторов». Я позвонил:
– Вы кто?
– А конкурс, вообще, здесь проходит?
– —-
Но дверь открылась. В выставочном зале не было никого, по периметру расставлены проекты, а над ними в полный рост фотография Герасимова с длинными ногами.
Проектов было не так уж и много. Беглого осмотра мне хватило, чтобы эмоции спали, и я вспомнил, где живу. Унылая атмосфера царила на большинстве планшетов. Сразу вспомнилась недавняя статья о нелюбви горожан к архитекторам, где разбирались причины низкого качества архитектуры и ужасного городского облика. Ответственными получались и девелоперы, и заказчики, и архитекторы, и сами горожане. Сложность ситуации можно понять.
Но это конкурс. Здесь не давят ни заказчики, ни девелоперы. Можно мечтать и творить. Однако вместо отражений радужного будущего экспозицию наполнили параллелепипеды тридцатиэтажек, поставленные «окна в окна», ленты 80 метровых секционок, гигантские башни, выставленные в форме свастики, и, что хуже всего – не было гуманной городской среды и дворов. В лучшем случае решение отдавало совком с отпечатком некоторой современной модности, в худшем – сулило жизнь в огромном муравейнике с тысячью соседей и бетонным, заставленным машинами, двором.Была пара проектов, приятных и грамотных, что хоть как-то успокаивало. Желания вглядываться в работы, разбираться в их детальном устройстве, в ТЭПах и т.д. совершенно не возникало, хватало впечатления от визуализаций. Особенно обидно за уже сложившуюся среду (речь идет о площадке на ул. Физкультурная). Где повсюду невысокие симпатичные сталинки и хрущевки, а также очень приятный, хоть и изуродованный временем и людьми, советский дворец спорта.
Конкурс наглядно показал современное состояние самарской архитектуры. Церемонии награждения дожидаться я не стал: совершенно не хотелось видеть людей, сотворивших это. К сожалению, мне до сих пор неизвестны результаты, и я все еще надеюсь, что бриллианты не скроются в угле.
Я ни в коем случае не хочу умалять заслуги главного архитектора и людей, причастных к организации и проведению конкурса, и считаю их работу крайне достойной и важной, огромное спасибо им за труды.
Мне очень обидно за архитекторов, к коим я чувствую собственную принадлежность. Не знаю, на каком этапе происходит такое закостенение мозга, но полагаю, что основная вина кроется и в подготовке специалистов, и в обществе, конечно. Провинция дает о себе знать. Прошлогодний конкурс, организованный Бартом Голдхорном, «Город кварталов», показал массу возможностей и методов в работе с городом. Остается радоваться наличию хотя бы нескольких интересных проектов и надеяться.
Прошу прощения за ужасные фотографии, но их вполне достаточно, чтобы понять, отчего я в таком настроении.
уже 3 мнения на тему “Потерянные надежды”
Оставить комментарий
Еще про градостроительство
- Итоги форума ESG-трансформация 2024
- Мастер-план района Aux Entrepots в Рененсе, Лозанна
- В миасском конкурсе определились финалисты
Еще про конкурс
- Лаборатория проектирования игровых пространств «ГОРОД ИГРА»
- Призёры фестиваля АрхБухта 2024
- LCI Барселона – конкурс на стипендию в магистратуре
Еще про мнение
- Боливия заменит Россию на биеннале в Венеции
- Пусть 2024 год будет Новым!
- Пикассо – минотавр, выпускающий на волю голубей
Я обратил внимание на этот конкурс. Сегодня открытый конкурс редкость. Форма участка будоражила воображение. Но даже беглое ознакомление с программой повергло в полное уныние. 90 процентов малокомнатных квартир обрекало на строчную застройку меридианальными секциями. Я отказался от участия в конкурсе, а эти бедные ребята нет. Конечно, очень многое зависит от архитектора, от его дарования, но мой личный опыт говорит и о том, что как бы ни был талантлив архитектор, “уши заказчика” всегда торчат.
Тридцать пять лет тому назад я защитил диплом по теме “дом – комплекс”. С тех пор изменилось все: строй, страна, люди, заказчик, технологии и т.д., но структура жилья, уклад только деградировал. Даже так называемое элитное жилье порой вызывает изумление.
Каков вопрос, а точнее “запрос”, таков ответ. Неча на зеркало…
А. Самородницкий
Я думаю, что проблема именно в мышлении творца. Не заказчик тому виной и не люди. Нам настолько въелись эти стереотипы о жилой архитектуре, что мы только ими мыслим.
Отдельно хочу сказать о ТЗ, условиях и вовлеченности. На мой взгляд первостепенно сделать хороший проект. можно прикрываться адскими требованиями, сложностями в жизни и т.п. Важнее сделать то, что нравится самому, а не пытаться угодить не только застройщику, но даже организатору конкурса. Не верю, что хороший архитектор сделает плохой проект даже в жестких рамках
Хороший проект- понятие растяжимое. Конкурсы проводят для людей творческих. Творчеством, похоже , в данном случае даже не пахнет. Градостроительные идеи периода функционализма.