Платформа для искусства
Архитектурное проектирование, текст, иллюстрации © Pitágoras Arquitectos, фотографии © Joao Morgado
Арт-центр Платформа
Здания муниципального рынка и сформированное ими пространство чаще всего называют просто площадью, поскольку в Гимарайнше рыночная площадь – характерный элемент городского ландшафта. Расположение замечательное: в центре, в двух шагах от площади Toural и исторического центра города, который в 2012 году стал официальной культурной столицей Европы.
Наш проект, направленный на трансформацию рынка в многофункциональное пространство, предназначенное для художественной, экономической, культурной и общественной активности, позволяет заново включить старый рынок и площадь в урбанистическую среду – как физически, так и по функции, и восстановить ключевую для городского пространства территорию.
Кроме того, мы затронули и прилегающие сооружения, поскольку внутренее пространство квартала кардинально изменилось из-за оккупировавших это место предприятий по обработке мрамора.
Программа проекта содержала ясную концепцию и определяла задачи, которые нужно решить, чтобы организовать обновленную инфраструктуру, и перечень объектов и методов, призванных обозначить функции новых и существующих зданий, а также – присоединенных к комплексу участков земли.
Для этого мы наметили три главные зоны:
- Арт-центр с помещениями для постоянной экспозиции и временных выставок, многофункциональное пространство для перфомансов и разного рода представлений, а также – соответствующих сервисов.
- Творческие лаборатории (офисные пространства), предназначенные для деловой активности и развития бизнес-проектов в сфере творчества.
- Мастерские для молодых творцов в разных областях, включающие помещения для работы и творчества и предназначеные для развития временных проектов.
У здания на севере обращенный к улице и определяющий его характер фасад отреставрировали, однако интерьеры и фасад, выходящий на плошадь, спроектировали и построили заново. Хотя мы в первую очередь стремились усовершенствовать существующие связи, для этого здания были продуманы дополнительные. Они обеспечивают крепкую взаимосвязь с площадью и укрепляют взаимоотношения структуры с окружающим пространством.
И, наконец, существующеее здание на восточной стороне мы решили после восстановления отвести под коммерческую деятельность, стимулирующую мультидисциплинарные культурные проекты и акции. Его реконструировали, сохранив материалы и текстуры, однако полностью изменили интерьер нулевого уровня.
Таким образом, новая структура дополняет существующую, включая объекты, специально построенные для европейской культурной столицы.
Прорабатывая программу, мы хотели, чтобы каждый компонент мог функционировать как независимо от других, так и вместе с ними – за счет доступа к разнообразным услугам и зонам поддержки, а также – площади и саду.
Новое здание радикально контрастирует с окружением и по архитектурному языку, и по облику. Здесь много повторов и разрывов, ритмично группирующих объемы, подчеркнутые контрастными поверхностями. Вентилируемые фасады с оболочкой из металла и стекла демонстрируют разнообразие текстур, более плотных там, где доминируют металлические конструкции и более легких там, где преобладают стеклянные поверхности, намеренно скрывающие от глаз разрывы.
Главная особенность – диссонирующие объемы и элементы, возникшие после перекомпоновки изначально существовавшего объема, который было необходимо использовать для экспозиций, проявляющие общий объем здания и его взимоотношения с пространством площади.
Она, в свою очередь, намеренно оставлена свободной и почти пустой: так ее можно легко использовать для импровизированных или организованных акций. Износостойкие бетонные плиты, которыми площадь вымощена, вторят окружающим строениям и образуют мощную платформу, однозначно провозглашающую публичный характер пространства, его многофункциональность и открытость. При этом мы сохранили старые деревья на востоке и поддержали их зеленью, высаженной вдоль северного здания.
Разрезы, планы и схема
Двухуровневое пространство под “Платформой”: здесь будут галереи и открытые для публики художественные салоны
На иллюстрациях: планы здания (можно увеличить) и схема сборки и фиксации оболочки вентилируемого фасада из латунного профиля.
Pitágoras Arquitectos
Португальская архитектурная мастерская, образованная 20 лет тому назад.
Организаторы и ведущие архитекторы:
Fernando Seara de Sá, Raul Roque Figueiredo, Alexandre Coelho Lima, Manuel Vilhena Roque
Практика: архитектурное проектирование + широкое междисциплинарное сотрудничество.
Сфера деятельности:
от дизайна интерьера до градостроительства, общественные (включая медицинские учреждения) и частные объекты в Португалии и других странах.
Хорошо!
И хотя это “вещь в себе”, и среда отдельно от неё, что-то есть такое, что их роднит. Вероятнее всего, как бы спонтанность развития форм арт-центра и их высота.