XX-ХХI столетие: трансформация трендов в архитектуре и обществе
Автор статьи профессор Игорь Середюк
От толерантности альтернатив к деструкции и оппозиции
Закат стилевой архитектуры
Недалекое будущее – это мир постоянно увеличивающейся скорости. Билл Гейтс
Собственно говоря, о каких трендах, о какой их трансформации идёт речь? Первоначально расшифровка этих проблем приводилась в заглавии статьи, что, посчитал автор, заглавие терминологически усложняло и текстуально перегружало. Литературно и грамматически упрощая заглавие (а с ним – многоплановость исследуемых вопросов), автор тем не менее бескомпромиссно учитывал природную приверженность современного Homo sapiens к оценкам.
Время – энергетическая категория истории.
Творческий всплеск энергии времени в архитектуре во всех цивилизациях наиболее решительно проявлялся в стилях.
Качество и масштабы этого всплеска зависели от избыточности времени. А оно становилось избыточным, когда стиль создавался при участии нескольких поколений.
архитектурный стиль | век зарождения | век упадка | продолжительность (лет) |
Романский стиль | Х | ХII | 200-300 |
Готический стиль | Начало ХII | ХV-ХVI | около 300 |
Возрождение | ХIV | ХV | около 200 |
Барокко | Конец ХV | Середина ХVII | около 170 |
Классицизм | ХVIII | ХIХ | около 100 |
Модерн (Ар Нуво) | Конец ХIХ | Начало ХХ | около 25 |
Конструктивизм и функционализм | Начало ХХ | Середина ХХ | около 20 |
Жилая застройка (на примере Черемушек) | Середина ХХ | Середина ХХ | 15-20 |
Традиционную стилевую выразительность, фундаментальную глубину идей, адаптированные обществом вкусовые стандарты в ХХ столетии заменила динамика трендов – смелые эксперименты, эффектные функциональные и эстетические концепции, новое видение формы.
Когда зарождение и отмирание трендов происходит на протяжении жизни одного поколения, то есть избыточное время заменяется временем сэкономленным, его энергии недостаточно для порождения стиля.
Плюрализм и толерантность в архитектуре ХХ столетия
Это начало новой истории архитектуры.
Изменяется отношение к времени. Время считается ценным и, как правило, дефицитным. Необходимо учитывать его специфику. Мимолётно задевая реалии, ускоряющееся время не способно обеспечивать их высокое качество.
Несмотря на неблагоприятную социальную, экономическую и политическую ситуацию, архитектурные идеи, тем не менее, с первых десятилетий ХХ века накапливались по возрастающей. Во второй половине столетия они образуют плюралистическую систему трендов, превращающих цивилизацию в одну из самых динамичных. Благодаря торжеству науки и человеческому интеллекту возникают новые формы архитектуры. Они разнообразны и интернациональны. Происходит активная персонализация архитектурного творчества. Архитектурный плюрализм в условиях естественной конкуренции и соревновательности порождает беспрецедентную общественную и профессиональную толерантность.
Популяризируется глобальность её лидеров – Ф. Л. Райта, Ле Корбюзье, Мис ван дер Роэ, В. Гропиуса, сумевших объединить вокруг своих идей, сделать своими последователями фактически всех практикующих архитекторов.
Они и стали творцами знаковой архитектуры ХХ века в международном масштабе.
Протест деконструктивизма
Следует хорошо знать все высшие достижения, чтобы хоть в какой-то мере строить так же культурно, хоты бы не так позорно плестись в хвосте. А.К.БуровОкончилось ХХ столетие. Началось столетие ХХI.
И здесь ничего нельзя было изменить. Доселе толерантная армада архитекторов разделилась на две несогласные части.
Возникает уверенность, что мы знаем, чего нам следует ожидать в текущем столетии.
Актуальную ситуацию, характеризующую общественную жизнь, можно отнести к деструктивной. Это понятие отражает современное состояние мира, превращающегося во всеобщее отрицание. В его основе набор прогрессирующих конфликтов – территориальных, партийных, конфессиональных, расовых, сырьевых.
Архитектура развивается, как метод деконструктивизма. Такой нестандартный подход к судьбам архитектуры ближайшего будущего придает неожиданно интригующий характер рассуждениям в этом направлении.
Возникновение деконструктивизма связано с именем французского литературоведа и философа Жака Деррида. Свои сложные рассуждения о конфликте между смыслом текста и его интерпретацией, критику метафоричности всех форм современного европейского сознания, заключающейся, по его мнению, в принципе «бытие как присутствие», абсолютизирующем настоящее время, Деррида вдруг переносит на архитектуру. При этом деструктивные задачи, предполагает философ, архитекторы поставят перед собой сами, чтобы перейти к новым концепциям, освободить архитектуру от гегемонии эстетики, красоты, пользы, функционализма, порядка и беспорядка.
Они согласятся, что здание можно построить, отрекшись от всех общепринятых глубинных принципов создания архитектрных сооружений. Разрушив старые принципы, они создадут новые формы, новое пространство, новые типы зданий, в которых эти качества найдут новое отражение.
Практическое воплощение принципов деконструктивизма в архитектурных объектах оценивается, как правило, положительно.
Деконструктивизм в этом процессе возлагает на архитектуру функции своеобразного моста, поскольку научные концепции (теория относительности Энштейна) и новые средства коммуникации изменяют наши представления о постоянстве пространства и времени. Вызов в одинаковой степени брошен не только архитектуре, но и искусству, философии, литературе. Причем, если первоначально он был теоретическим, то в настоящее время охватывает все более масштабно практические области, в особенности – архитектуру.
В своих деконструктивистских работах Заха Хадид, Рэм Кулхас, Питер Айзенман, Фрэнк Гери, Даниель Либескинд с исключительной последовательностью и убедительностью демонстрируют визуальную усложненность своих объектов, ощущение полного беспорядка, победу чувства над здравым смыслом, подчеркнуто агрессивное вторжение в городскую среду.
(Д.Ф. Турбин. Деконструктивизм. Корпус 2. Википедия)
У деконструктивизма есть собственное настоящее и будущее. Они идентифицируются продолжительным временем. Если попытаться вписать во временные границы нанотехнологию и теорию суперструн, которые станут альтернативными питательными стимулами развития архитектуры, в распоряжение деконструктивизма может поступить масса избыточного времени – как исторически испытанного движителя творчества.
Такова наша гипотеза, которая позволяет нам смотреть на будущее архитектуры с оптимизмом.
всего 1 мнение на тему “XX-ХХI столетие: трансформация трендов в архитектуре и обществе”
Оставить комментарий
Еще про теория архитектуры
- Общественное пространство в современном городе – Labics
- Книга «Архитектура общественного пространства», Labics
- Архитектурный лекторий «ТРЕТИЙ ПУТЬ: Индивидуальные творческие системы в советской архитектуре 1930–50-х годов» 13 февраля – 24 апреля 2023
Статья Игоря Середюка посвящена теме вполне академической, но чувствительной, и мне кажется, что автор пришел к верным выводам, исходя из неверных предпосылок. Попросту говоря, в долгую жизнь деконструктивизма(в широкой трактовке Игоря) я верю, в то, что протяженность во времени коррелирует с продуктивностью стиля – тоже, а вот в то, что продуктивность стиля связана с энергетическим потенциалом времени – нет.
Сам Игорь “проговаривается”, помещая в таблицу наряду с барокко и ар нуво жилую застройку в Черемушках. Ошибка? Возможно, но на мой взгляд, скорее важное по смыслу, но противоречащее логике высказывание. Итак, “Черемушки” прошлого века подобает сравнивать не с соборами, а с рядовой застройкой средневековья. Которая, исходя из моих скудных знаний, если и отражала готическую эстетику и систему архитектурных ценностей, то слегка, в меньшей степени, чем жилая застройка Москвы в 70 годы – интернациональный стиль.
Мое дилетантское мнение: собака зарыта именно здесь. Начиная с 19 века, стили, претендовавшие на лидерство, неизбежно адаптировались к рядовой, а позже – к массовой застройке, спотыкались об эту сложную задачу и гибли. Проще говоря, чем меньше стиль готов к внедрению в массовую застройку, тем дольше он может прожить. Деконструктивизм, как и готика, стиль, замешанный на сложных технологиях и больших деньгах (Хадид и прочие звезды архитектуры), либо на актуальном искусстве и современной философии, которые у абсолютного большинства вызывают отторжение на ментальном уровне. Поэтому, а не из-за теории струн, деконструктивизм, возможно, закрепится на архитектурной арене надолго.