Культурный центр в Японии: капля туши в стакане воды
Архитектурное проектирование реконструкции культурного центра и текст ©Кунихико Мацуба (проект выставочного зала – в соавторстве с ©Ксуке Фукушима), фотографии © Томоки Хирокава (Tomoki Hirokawa)
Реконструкция по-японски: смелая, но сдержанная. Архитектурные интерьеры и практически не претендующие на архитектуру фасады. Все вместе – маленький культурный центр, спроектированный молодыми японскими архитекторами Кунихико Мацуба (Kunihiko Matsuba) и Ксуке Фукушима (Ksuke Fukushima). Фотографии и концепцию проекта прислал Форме Куниxико, при этом выказав готовность ответить на ваши вопросы.
Капля туши в стакане воды:
Ни прозрачная, ни крашеная вода. Цвет воды в прямом смысле слова, непостижимый для человека: не ноль, но и не 100 процентов, нечто между одной десятой и единицей, бесконечно стремящееся к нулю – так можно описать концепцию нашего проекта.
Мы собираемся превратить фабрику по производству сакэ в префектуре Гунма в культурный центр. Участок принадлежит Nakanojo-machi, здесь, используя существующие строения, в последнее время активно занимались продвижением событий в сфере культуры и искусства, включая биеннале Nakanojo. Нам нужно было спроектировать сооружение для хранения и экспозиции одиннадцати барабанов для ловли птиц, которые в префектуре считаются осязаемой частью народной культуры, а также – реконструировать существующие амбар и умывальню.
Земля и здания фабрики были приобретены еще в 2007 году, однако из-за запущенности построек их трудно было использовать по новому назначению. Поэтому мы решили снести все, кроме офисного здания (конструкция из стали), каменного склада и деревянного амбара – крепких и пространственно выразительных. Таким образом появилось общественное пространство, включающее в себя склад-выставочный зал и сад. Кроме того, мы решили использовать образовавшиеся после сноса разрывы между зданиями – для транзита и арт-выставок под открытым небом.
Архитектурные средства, направленные на создание нового, совершенно отличного по атмосфере от прежнего, мира, категорически не вписывались в нашу концепцию. Вместе с тем, было совсем неинтересно использовать ауру старых зданий, чтобы создать аккуратно организованную структуру. Так что мы решили действовать по-разному в зависимости от функции и месторасположения каждого здания – в соответствии с концепцией легких изменений существующего пространства.
Изначально стены заново построенного склада/выставочного зала были почти глухими: минимум проемов, предназначенных исключительно для транспортировки барабанов. Вместо окон мы сделали туннелеобразный проход, пронизывающий здание так, чтобы посетители прочувствовали его внутреннее пространство. С обеих сторон он ограничен стеклянными панелями двойной прочности (максимальная высота – 4, 5 м), закрепленными на верхних и нижних рамах. Образованные панелями стеклянные поверхности не совсем параллельны друг другу, так что появляется легкий наклон, раскрывающий интерьер к площади и каналу. Многослойность и взаимные отражения стеклянных панелей производят сильное зрительное впечатление.
Благодаря стальным панелям с алюминиево-цинковым покрытием, стены здания снаружи напоминают дощатые. Несмотря на современный стиль и полное отсутствие фронтонов или карнизов, здание создает традиционную японскую атмосферу, соответствующую старому амбару и другим постройкам.
Амбар в результате реновации превратился в выставочное помещение. Однако, в отличие от обычных выставочных залов, бетонный пол здесь идет с легким уклоном (1.8o). Лишенная привычного напольного покрытия комната призвана вдохновлять художников на творчество и творческое экспонирование произведений искусства. Мы надеемся, что комната пригодится художникам, которые придумают в ней такое, что мы и представить себе не можем.
В умывальне, расположенной в старой коптильне, мы поставили зеркальную панель из нержавеющей стали высотой 2 и шириной 6 м. Посетитель, сидя в туалете, будет созерцать отражение своего тела, но поскольку верхняя часть панели изгогнута (радиус 5 метров), зеркало явит только искаженный торс. Помещение примыкает к студии, где будут работать живописцы и графики, так что эффект рассчитан на художников, которых мы хотели удивить и позабавить.
На участке всюду, где только можно, устроены газоны. Вместе с тем, мы особенно позаботились об удобной доставке барабанов и благоприятных условиях для роста здоровой травы. Покрывающий землю газон не просто радует глаз: он не дает теплу улетучиваться из земли вокруг амбара. В нее по периметру вкопано 50 мощных LED светильников. На закате они начинают мерцать, переливаясь палевыми цветами и создавая красивый ночной вид.
На следующем этапе мы намерены продолжить реновацию в духе концепции минимального вмешательства и макимального разнообразия архитектурных методов. В конце концов мы рассчитываем, что получится нечто, на первый взгляд, бессвязное, но при ближайшем рассмотрении напоминающее пэчворк, скомпонованный из независимых элементов, объединенных и организованных согласно целостному замыслу.
Информация о проекте
Площадь участка: 1184.14м2
・ Склад /выставочный зал для барабанов: 71.4м2
・ Выставочный зал (бывший амбар) : 82.72м2
・ Умывальня : 16.98м2
уже 3 мнения на тему “Культурный центр в Японии: капля туши в стакане воды”
Оставить комментарий
Еще про культура
- Началась реставрация памятника авангардной архитектуры – ДК «Серп и Молот»
- Краеведческий музей от Mecanoo
- Память места и конкурс для молодых
Еще про современная архитектура
- Школа Реджо – финалист премии Миса ван Дер Роэ 2024
- Дом Mirador – победитель BASC
- Боливия заменит Россию на биеннале в Венеции
Прикольно! рџ™‚
Концепция клевая! но вот с туалетом переборщили…
Забавный пэчворк получается. С историческими корнями и визуальными переживаниями. В том числе и туалет ” для задумчивых”.