Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Нуньес-Яновски и Арх-груп выиграли конкурс на православный центр в Париже

Строго говоря, победителей следовало бы перечислить в другом порядке: формально конкурс на проектирование православного центра в Париже выиграла московская мастерская Арх-груп, а замечательный зодчий Мануэль Нуньес-Яновски  является только соавтором. Он, хотя и родился в Советском союзе, не православный и не гражданин России.

православный центр в Париже, архитектурное проектирование мастерская Арш-груп и Мануэль Нуньес-Яновски

Однако Нуньес – один из ведущих зодчих мира в области храмовой архитектуры,  так что его вклад в проект не стоит приуменьшать. Впрочем, это не так уж важно: главное даже не в том, что в столице Франции появится комплекс с золотыми куполами, а в том, что впервые за долгие годы православие пересеклось с современной архитектурой,  пускай и вдали от России.
Российский духовно-культурный центр – это не только комплекс зданий, но и садово-парковая зона, ставшая неотъемлемой частью проекта.
Нуньес-Яновски объясняет концепцию так: “Этот храм импортирован, он приземлился. Это – летучая тарелка, которая приземлилась из Москвы прямо в Париж. Он не может стоять просто так на каком-то парижском углу. Он должен стоять в чем-то. И вот оболочка этого храма и есть замечательный Троицкий сад, потому что в России, в вашей православной культуре, есть традиция так называемого Троицкого сада”.
Очевидно важный элемент – кровля с подчеркнуто-большим выносом. Она служит мостом, связывающим традицию с современностью, создает визуальную “охранную зону” и, вместе с тем, растворяет плотное тело белокаменной постройки в окружающей среде. Сами разработчики называют эту конструкцию “покровом”.

макет духовно-культурного центра в Париже
фрагмент макета российского духовно-культурного центра в Париже, архитектурное проектирование мастерская Арх-груп и Мануэль Нуньес-Яновски

Если комплекс будет построен без купюр, влияющих на концепцию, забрезжит надежда, что и на территории России появятся новые православные храмы, имеющие отношение не только к традиции, но и к архитектуре.

Автор:



уже 36 мнений на тему “Нуньес-Яновски и Арх-груп выиграли конкурс на православный центр в Париже”


  1. Ольга says:

    Хороша кровля, но реальна ли она?? Француз выиграл конкурс на Мариинку и его проект заглох. Лично я столкнулась в конкурсе в Италии – победили нереализуемые проекты, какой смысл этого конкурса??? Всё-таки архитектура это не абстрактная картинка.

  2. Александр says:

    Интересно какой вид на храм будет с человеческого роста с расстояния 15-20 метров при козырьке, идущем из середины крыши? Даже выбор данного проекта показывает консерватизм архитектуры православных храмов.

  3. Igor says:

    Золотые купола впишутся в архитектуру Парижа. Их образ для Парижа уместен. Перспективна, романтична идея Троицкого сада. Вызывает недоуменье картонная крыша и все, что под ней. Такое впечатление, что авторы остановились на эскизном решении архитектуры. Парижская архитектура – это высокая культура проработки детали .Предполагается, что реализация парижской архитектуры повлияет на осовременивание православной архитектуры в России.Хорошо бы au contraire.

  4. Igor says:

    Только что по российскому телевидению прошла передача, посвященная детальному описанию данного проекта. Мне кажется, что под влиянием этой передачи рецензент может значительно изменить свое первоначальное мнение. В лучшую сторону.

  5. Мария says:

    по-моему, нелогично и некрасиво. Нарушена логика построения формы здания – я про взаимодействие классического объема храма и натянутой на него плёнки. Сомнительно качество восприятия с пешеходного уровня, а не с “птички”. Незавершенно смотрится и за уши притянуто. Как будто из другого проекта идею сюда впихнули

  6. Александр says:

    Это маскировочная сетка над проткнувшим её храмом или стеклянный павильон с храмом внутри?

  7. Persistent says:

    …НЕСЕРЬЕЗНО как то!.. Люди за ПРАВОСЛАВНУЮ ВЕРУ под РАССТРЕЛЫ ШЛИ И В КОНЦЛАГЕРЯ!.. А здесь игривые декорации какие- то к сказочному спектаклю про загадочную “Русь”!.. Вообщем слишком поверхностный подход к серьезнейшей теме!..

  8. Shu says:

    Persistent, неужели скворечники с куполами, которые строят в Питере или храм Христа Спасителя, помпезный, но чрезвычайно спорный с точки зрения вкуса (а по-моему, бесспорно ужасный) кажутся Вам более “серьезными” и глубокими?

  9. Александр says:

    РПЦ данный проект устроит. Сеточку убрать( забудут повесить ) и будет обычный простенький храмик, полностью отвечающий канонам.

  10. Anonymous says:

    мне нравится, молодцы ребята. очень здорово и концептуально вышло. удачи в реализации.,)))

  11. Всилий says:

    Прекрасно. Я так же оценил это событие как знаковое, создающее авторитетный прецедент в храмовой архитектуре Православной России. Внятно читается концепция покрова Пресвятой Богородицы, совершенная тактичность к городскому ландшафту, благоговенье. Очень рад за авторов.

  12. Елена says:

    Идея понятная – укроем платом всех нуждающихся в вере. Звучало бы очень трогательно году в 1918. Сейчас явно не хватает хохломы.

  13. Александр says:

    Итоги конкурса духовно-культурного центра Росcии в Париже были известны заранее, поэтому объявлен альтернативный конкурс! group-rejected.blogspot.com/

  14. Ольга says:

    Винегрет а-ля рюсс в Париже

    В прошедший четверг после трехмесячного обсуждения посольство России в Париже представило архитектурный проект будущего Российского культурно-духовного центра, который будет построен на месте штаб-квартиры Météo France на набережной Сены, пишет корреспондент Libération Сибиль Вансандон.

    “Мягко говоря, объявление имени лауреата стало неожиданностью, – продолжает журналистка. – Им стал 69-летний Мануэль Нуньес-Яновский, сотрудничающий с французско-российской группой архитекторов. Тем, кто плохо помнит окрестности Парижа, напомню, что Нуньес-Яновский – автор жилого комплекса “Арена Пикассо” в Марн-ла-Валле, который жители быстро окрестили “камамбером”. Он принадлежит к архитектурной мастерской Рикардо Боффила, оставившего во Франции несколько удивительных образцов своей неоклассической архитектуры”.

    Победивший проект представляет собой здание с пятью возвышающимися позолоченными куполами-луковицами и стеклянным перекрытием площадью несколько тысяч квадратных метров. “Представители РПЦ, совместно с государством и меценатами финансирующей строительство, хотели “построить в сердце Парижа традиционную русскую церковь”, – пишет журналистка, цитируя слова архиепископа Марка Егорьевского. – Именно такие проекты предложили команды, где преобладали российские архитекторы. Французы, в свою очередь, ничего не поняли и “пытались построить церковь, не имеющую никакого отношения к традиционной русской церкви”.

    На пресс-конференции сегодня утром первый заместитель мэра Парижа Анн Идальго сообщила, что представителей города пригласили в жюри, при этом не дав им права влиять на решение. По ее словам, итоговое решение не вызвало у городских депутатов “бурного энтузиазма”, пишет газета.

    Источник: Libération

  15. SV says:

    Чудесный храм! Пускай для начала в Париже.

  16. Александр says:

    В “ArchDaily” напечатали полностью проект
    Сомнения подтвердились- храм разрезан “покровом” и изнутри воспринимается как конструкция, держащая покрытие. Лучше было разорвать покров над храмом. Непонятно как будет держаться эта стеклянная крыша и каково будет сечение её (с учёном нагрузок). Скорее всего будет лес опор , а не сад. Никаких подвижек в архитектуре храма нет. Рекламные щиты , закрывающие храм “убивают”. Если будут стеклянные стены, то вся идея ” летит под хвост”. Итог – в проекте больше вопросов, чем ответов.

  17. Persistent says:

    “Persistent, неужели скворечники с куполами, которые строят в Питере или храм” Христа Спасителя, помпезный, но чрезвычайно спорный с точки зрения вкуса (а по-моему, бесспорно ужасный) кажутся Вам более “серьезными” и глубокими?

    …Мадам!.. …МНЕ НЕ КАЖЕТСЯ!.. Я ПРОСТО ВЫРАЖАЮ СВОЕ МНЕНИЕ ОБ ЭТОМ ОБЪЕКТЕ!..
    …И ОТКУДА ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО Я ДУМАЮ О ВОССТАНОВЛЕННОМ ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ ИЛИ О ДРУГИХ ЦЕРКВЯХ И СОБОРАХ?!.. МАДАМ!.. Может быть ВАМ ПОСТОЯННО ЧТО-ТО КАЖЕТСЯ – ТОГДА КРЕСТИТЕСЬ!!..
    P. S. Не скрою, НЕ В ВОСТОРГЕ Я ОТ МНОГИХ ЦЕРКОВНЫХ НОВОДЕЛОВ России!..
    Но эта работа – просто издевательство НАД ИСТИННЫМ ПРАВОСЛАВИЕМ И ЕГО ИСТОРИЕЙ ПОЛНОЙ НЕ ТОЛЬКО ПОБЕД, НО И ПРОТИВОРЕЧИЙ… И ТРАГИЗМА!..
    Судить О ПРАВОСЛАВИИ по «архитектуре» этого центра ▬ все равно, что судить о стране по рекламным проспектам!..

  18. yury says:

    Мне решение совсем не кажется красивым, сам храм пропорциями не блещет и кровля непонятно для чего, а рядом с изысканным силуэтом эйфелевой башни “ансамбль” будет выглядеть бегемотом. Сомневаюсь, что после рабочего проекта сеточка станет элегантнее.

  19. Shu says:

    Persistent, я не крещусь ни при каких обстоятельствах, так как нерелигиозна. Моя задача – дать всем желающим возможность высказаться об этом объекте. Единственное на чем я настаиваю – использование прописных и строчных букв по назначению рџ™‚

  20. Livek says:

    Откровенно говоря, я не думал, что на международном уровне такое “странное” представление о “православной” архитектуре. Да и вообще об архитектуре. Эта странная “юбка” будет проклятием Парижа. Неужели нельзя освободиться от убогих идеологических размышлений при простой и ясной задаче. Неужели не нашлось талантливого, /не обязательно гениального/ зодчего?

  21. Соавтор проекта says:

    Здравствуйте, Шу. Я крайне расстроен. Во-первых мы называемся Арх груп. Во-вторых я настаиваю на том, чтобы Мануэль Нуньес-Яновский упоминался не как консультант, что абсолютно не соответствует действительности и звучит оскорбительно, а как соавтор, каковым он и является на 100%.

    С уважением,
    Алексей Горяинов

  22. Shu says:

    Здравствуйте, Андрей, спасибо за исправления. Жаль, что так поздно((:. Я приношу глубокие извинения за допущенные автором ошибки…

  23. boguslaw says:

    Old lady wearing a modern dress “made in Hong Kong”:
    http://www.designinghongkong.com/designcontest/images/501/1a.png
    Mixture of plagiarism and tradition?
    Best regards

  24. Соавтор проекта says:

    Здравствуйте еще раз, Шу. И все-таки авжно что конкурс выиграла не мастерская Арх груп, а авторский коллектив: Мануэль Нуньес-Яновский, Алексей Горяинов, Михаил Крымов. Мануэль не является “только соавтором”, он соавтор. Отнеситесь, пожалуйста с пониманием к этой ситуации, поскольку мы чувствуем себя очень неловко перед своим партнером.
    С уважением,
    Алексей Горяинов

  25. Shu says:

    Андрей, мне информация пришла прямо из Парижа, и, кстати, Либерасьон написала о проекте православного центра в таком же роде, хотя гораздо критичней. Про “Вести” и прочие российские СМИ вообще промолчу. Всюду Арч-груп (именно так!) и(или) приведенный Вами список авторов стоит на первом месте, а Нуньес Яновский – на втором. И никого, кроме меня, это, видимо, не смутило. Я же подметила несоответствие, и вставила соответствующую строчку в лид. Я также видела Ваши телеинтервью, там Яновский тоже упоминается вскользь и в конце. Возможно, это монтаж. А может быть, Вам нужно было самому расставить точки над i, общаясь с отечественной прессой. Как бы то ни было, текст, опубликованный в архиблоге Шу, как раз и намекает на разницу в “весовых категориях” соавторов. Я очень польщена тем, что Нуньес-Яновски, которого считаю выдающимся зодчим, пристально следит за моим скромным блогом рџ™‚
    Я думаю, что всем интересно было бы узнать, в чем заключался вклад Яновского, а в чем – его российских соавторов. Но пока это вопрос без ответа…

  26. boguslaw says:

    Dazshe vy uzshe Vsyie zabyli shto sevodn’yia DYEN’ DURAKOV ? PRIMA APRILIS, POISSON D’AVRIL ?! Pozshausta! :-)))

  27. мужчина says:

    Не поленился нажать на ссылку от boguslaw – похоже в Гонконге не комсомольцы проектировали,там “покров” поэлегантней получился, да и уместней.

  28. yury says:

    там, в гонконге, сетка в городскую ткань врастает и формирует структуру набережной, в этом красота. правда сделано в угоду “зеленой” и “дигитальненькой” архитектуре)

  29. Sioma says:

    А не напоминает вам, товарищи. это сооружение композицию из *андонов?

  30. Мфдукн says:

    На мой взгляд несуразное, уродливое строение, как и все что “творит” Яновский.

  31. Иван says:

    Архитектуру, как творчество я не буду обсуждать, много уже сказано. Да и судить чужую работу всегда проще, чем создавать свое)). Но вот о том, что отношение к религиозной православной архитектуре странное… это да. Вижу проблему в постреволюционном и советском провале в этом сегменте, т.к. до этого совершенно спокойно строили храмы в соответствующем эпохе и моде стиле и никто ни о чем не думал. После возрождения темы строительства церквей и храмов, почему-то обратили свой взгляд очень глубоко, практически к византийской архитектуре, а-ля Покрова на Нерли, забыв о том, что храм – это архитектурное сооружение с определенной функцией и набором признаков, но не “Слово о полку Игореве”. Хотелось бы видеть современный взгляд на православную церковь)). Алтарь на восток, крест, хоры – это все элементы. А вот форма куполов и вообще их наличие – это не церковный канон. Смольный собор, Казанский, Морской, Чесменская церковь, Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове – все это разные по стилистике и архитектуре здания… В остальном мире, где традиции не прерывались, церкви порой сложно отличить от музея Гугенхайма в Бильбао. И это нормально. У нас же пока – некая подмена архитектуры штампом, как клюква с медведями на Невском у С.Черного). ИМХО.

  32. Иван Канаев says:

    Храм-памятник современному бескультурию, лжи, коррупции, бессмысленности и вреда всяких конкурсов. Такая архитектура опорочит русскую культуру, нанесет вред Православию, станет заразительным дурным примером.

  33. АПетров says:

    Все ведь просто: фундаментализм и закостенелость. Святые отцы иже с ними, принимающие решение опасаются влияния извне, как следствие, – отрицание любого новаторства и живой мысли, как итог – вымирание.
    Закостенелость – прирзнак остеохондроза, – старение организма, со всеми вытекающими.
    Вывод: Если святые отцы не встряхнутся, “не займутся утренней гимнастикой” рџ™‚ – то все православие превратится в (цитата: “Слово о полку Игореве”)

  34. Мария Иркутская says:

    Здравствуйте все .
    Со времён Никона , Феофана Прокоповича всё ломают и ломают устои , каноны Православной архитектуры…
    Причём вполне успешно .
    Поймите , уважаемые , что нет культуры ВНЕ национальности , ( аргументы в защиту кто ищет , тот найдёт ).
    Глобализация – дело обоюдоострое . Например , уже шагают унисексовые клише образа мыслей человека, его поведения , его одежды… Теперь дело за унирелигией ?! “Всё возможно” !? Ньютон Ньютоном , но надо границы знать .
    Внешний эффект , да , выглядит выразительно , а смысл ? Когда все сходят с ума , может это правильно ? Так что ли ? Если будут приняты за норму такие храмы в Православном мире , не думаю что в последствии ,( в ходе внутренней “перепланировки” установок душ ), Благодатный Огонь узнает того , кто должен его передавать людям раз в году , на Пасху …
    Спасибо за внимание .

    Всего доброго всем .

  35. Anonymous says:

    Нет понятия “православная архитектура”.

  36. Kavil says:

    Могу лишь высказать чувство недоумения по поводу странной архитектурной “иллюстрации”, не менее странного сценария. Каким образом “зритель” прочитает его, или он будет написан, золотом же, на стене? Иначе как можно оценить “архитектурные” достоинства этого “проекта”?

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про novosti

Еще про russian

Еще про российская архитектура

Еще про современная архитектура

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта