Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Охранные зоны – не только в столицах

Константин Шогатырев, Пятигорск
Последние несколько лет средства массовой информации все чаще поднимают вопрос сохранения памятников истории и культуры. Наверное, это связано с тем, что материальные ценности, которые ослепили многих наших сограждан после перестройки, начинают тускнеть на фоне культурных ценностей. Давайте обратим внимание на те из них, которые окружают нас в повседневности – на наследие малой родины.


Памятники истории и культуры регионального значения защищены законом, за них, наверное, можно не переживать. Но беспокоит судьба и состояние пока еще не признанных официально памятников – объектов, которые обладают всеми признаками таковых. Жители первых городов края – Ставрополя, Пятигорска, Кисловодска, Ессентуков, Железноводска и других – могут вспомнить находящиеся в соответствующем городе красивейшие старинные здания, которым нужно внимание. Тем не менее время идет, а оно, как известно, самый большой враг того, о чем не заботится человек. Нещадно оно (вместе с погодными условиями) подтачивает заброшенные здания. Если мы хотим сохранить их, то позволить себе оставить ситуацию такой, как она есть, мы не можем.
В связи с этим необходимо решить, что можно сделать, и предпринимать конкретные меры. Мы должны сделать все, чтобы сохранить то, что досталось нам от наших дедов и передать это детям.
Во-первых, необходимо добиться осознания этого широкими слоями общества. Мы должны популяризировать эту спасательную миссию, говорить о ее важности.
Во-вторых, нужно переходить к более конкретным шагам. Так, на Ставрополье и в городах края нужно принять градостроительный регламент, который бы при помощи такого механизма, как зонирование, определил бы на территории муниципалитетов охранные зоны. Это существенно, потому что легче спасать не каждое отдельное представляющее интерес старое здание, а сразу целые районы. Такой подход позволит сохранить исторические массивы, аутентичный сложившийся годами городской пейзаж. Можно было бы оговорить и участки, где вообще запрещен снос зданий и новое строительство, и участки с более мягкими требованиями (например, можно возводить здание, но придерживаясь стиля района). Такой регламент мог бы также содержать рекомендации и по оформлению: в нем можно было бы определить цвет краски, отделочные материалы, подлежащие использованию. В нем можно было бы прописать способы монтирования кондиционеров (в ; частности, запретить вешать их на фасадах исторических зданий), пластиковых окон (например, разрешить использование окон только “под дерево” или вообще исключительно деревянных рам).
Когда речь идет об особенно выдающихся исторических объектах или кварталах, можно было бы предписать укладку определенных видов бордюра, плитки, которые бы соответствовали стилю. В этом же документе следовало бы оговорить и максимальную высоту зданий в различных районах города.
Строгий высотный регламент в историческом районе мог бы также опосредованно способствовать защите старинных зданий от сноса. Ведь если нельзя строить, к примеру, выше 10 метров, застройщику зачастую будет нецелесообразно сносить старые здания ради освобождение участка. Помимо этого, нужно принять четко прописанные правила, обязывающие владельцев старых неиспользуемых особняков проводить консервацию, а при их эксплуатации – реставрационные работы. Естественно, такие жесткие правила могут показаться невыгодными владельцам строений или потенциальным инвесторам. Однако нужно просто сделать шаги им навстречу: упущенную выгоду нужно компенсировать. Скажем, снизить или вовсе не взымать налог на землю или имущество.
В городах нужно создать органзации по аналогии с Москомнаследия в столице, вовлекать в работу по сохранению и выявлению памятников общественность.
Необходимо привлекать широкую общественность в процесс принятия решений по вопросам культурного наследия, а также обеспечить прозрачность всех принимаемых решений касательно как памятников, так и потенциальных памятников.
Но и на этом нельзя останавливаться. Необходимо также создать трастовый фонд, который бы функционировал за счет крупного меценатства и небольших пожертвований обычных граждан. Подобный фонд мог бы приобретать проблемные старинные здания, проводить реставрацию, оплачивать экспертизы, необходимые для признания зданий объектами истории и культуры, пропогандировать саму идею сохранения наследия. Именно такой способ выбрали, например, в Англии, где был учрежден “Национальный трест” (не говоря уже о других подобных организациях поменьше). Много лет он эффективно решает поставленные задачи, насчитывает большое количество членов (которые платят членские взносы, а взамен получают бесплатный доступ к старинным особнякам, крепостям, замкам, дворцам, находящимся в собственности траста, другие участники экскурсий вынуждены покупать билет).
Вообще говоря, города края и всей России должны сделать акцент на развитии исторического и культурного туризма: этому способствует наше богатое историко-культурное и архитектурно-градостроительное богатство.

Автор:



уже 3 мнения на тему “Охранные зоны – не только в столицах”


  1. Shu says:

    Непредвиденное обстоятельство: не собиралась комментировать этот текст, но народ должен знать своих уродов. За 4 года существования архитектурного блога я впервые удалила постоянного подписчика (роботы-спамеры) не в счет. Дело в том, что в ответ на рассылку мне пришло письмо от подписчика по имени Нуржан Сансербаев. В нем было всего одно предложение, которое я воспроизвести не могу по цензурным соображениям:). По смыслу и числу слов – “убирайся отсюда вон”. Хочу подчеркнуть, что публикуя текст о сохранности российских памятников архитектуры в Ставрополье, я отдавала себе отчет в том, что делаю, и осознавала, что Ставропольский край – не самое спокойное местечко. Тем не менее это – часть Российской Федерации , уезжать из которой в мои планы не входит. Меня также довольно трудно запугать. Поэтому, несмотря на тупые наезды господина Сансербаева, очевидно, не способного на членораздельные высказывания, плохо воспитанного и трусливого, я продолжу публикацию статей о Ставрополье по мере их написания Константином Шогатыревым.

  2. Александр says:

    Можно долго говорить о регламентах и законодательных актах, их устанавливающих. Дело в их соблюдении всеми участниками процесса, в первую очередь исполнительной властью. Приведу конкретный пример. В нашем городе(Сортавала) ФСБ решило построить жилой пятиэтажный 120 квартирный дом в историческом центре города , где по проекту охранных зон (раздел генерального плана города)этажность ограничена 2 -я этажами. Министерство культуры республики поддержало строительство, а его представитель сказал, что проект охранных зон потерял актуальность. В ближайшее время пройдут общественные слушания по изменению допустимого вида использования и разрешения данного строительства. А “грамотно” проводить слушания власть умеет.

  3. Виталий says:

    29 июля был подписан приказ Министерства Культуры РФ №418 и Минрегионразвития №339 -“Об утверждении перечня исторических поселений” – по которому список исторических городов может десятикратно сократиться. Очень обеспокоен тем, что и некоторые города Ставропольского края могут лишиться статуса исторических населенных пунктов. Речь идет о Пятигорске, Кисловодске, Железноводске – городах, связанных с именами и творчеством выдающихся поэтов и писателей, а также обладающих богатым архитектурным наследием. Представляется, что из-за этого может пострадать историческая застройка этих городов.
    Согласно Википедии, “исторические города и поселения — населённые пункты, имеющие архитектурные памятники, градостроительные ансамбли и комплексы, являющиеся памятниками истории и культуры, а также сохранившиеся природные ландшафты и древний культурный слой земли, представляющий археологическую и историческую ценность”.
    В соответствии п. 2 статьи 59 73-ФЗ, “в историческом поселении государственной охране подлежат все исторически ценные градоформирующие объекты: планировка, застройка, композиция, природный ландшафт, археологический слой, соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными), объемно-пространственная структура, фрагментарное и руинированное градостроительное наследие, форма и облик зданий и сооружений, объединенных масштабом, объемом, структурой, стилем, материалами, цветом и декоративными элементами, соотношение с природным и созданным человеком окружением, различные функции исторического поселения, приобретенные им в процессе развития, а также другие ценные объекты”.
    Также согласно Постановлению Правительства РФ от 16.01.2010 №2, проекты генеральных планов, документации по планировке территории, градостроительных регламентов исторических поселений должны согласовываться с Росохранкультурой, которая может отказать в их согласовании, например, в случае несоответствия градостроительной документации и (или) градостроительных регламентов целям и условиям обеспечения сохранности объектов культурного наследия и всех исторически ценных градоформирующих объектов исторического поселения.
    Таким образом, достигается более тщательная охрана исторической среды таких городов.

    Лишение города статуса исторического также может отрицательно повлиять на его имидж, а тажке на развитие туризма. Возможно, без этого статуса городу будет труднее претендовать на получение федеральных средств. Сейчас, например, действует федеральная целевая программа “Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002 – 2010 годы)”, финансируемая из федеральных бюджетных средств. Одна из целей программы – сохранение, восстановление и совершенствование архитектурной среды, всего архитектурного облика исторических городов как важнейшего компонента национального культурного достояния России.
    Существует мнение, что укороченный список лишь отражает реальную ситуацию: во многих исторических городах очень пострадала соответствующая застройка. Возможно, это так. Но те города, в которых исторические кварталы сохранились, не должны лишаться этого статуса. Как мы убедились выше, он очень существенен и является важным фактором в защите старинной архитектуры.
    К счастью, на исполнение приказа Минкульта отведено 6 месяцев, а его второй пункт предлагает Росохранкультуре, Департаменту культурного наследия и изобразительного искусства Минкультуры России представить в 6-месячный срок предложения по дополнению перечня. Время еще есть. Хотелось бы обратиться через ваш сайт к региональному министерству культуры и всем неравнодушным людям с просьбой добиться включения упомянутых в первом абзаце городов в доработанный список. Надеюсь, что эти города Кавминвод останутся историческими городами.

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про градостроительство

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта