Бесконечность и мечеть в облаках
В 2010 году главная награда международной ассоциации светового дизайна (IALD) отправилась в Арабские Эмираты – несмотря на то, что среди номинантов были весьма впечатляющие проекты, соединяющие качественную архитектуру и освещение. Впрочем, хотя география изменилась, победителя можно назвать бессменным: Джонатан Спейрс получил награду в третий раз. Ежегодно он реализует несколько проектов, способных побороться за премию.
Мост Infinity, Великобритания, световой дизайн Speirs & Major Associates, инжиниринг Expedition Engineering, архитектурное проектирование Stephen Spence Architects, фото © James Newton
Например, чрезвычайно выразительный мост Infinity (бесконечность). Муниципальные заказчики хотели, чтобы архитектор создал знак, местную достопримечательность, которая, помимо основной функции, стала бы стимулом для девелоперов, привлекая их внимание к не слишком освоенной территории на одном из берегов. Так и вышло. Муниципалитет был в восторге и не возлагал особых надежд на освещение, считая, что улучшить мост невозможно. Однако подсветка получилась очень удачной: она не сломала, а только усилила чистую и элегантную архитектуру моста.
Тем не менее гран-при Джонатан Спейрс (Jonathan Speirs) получил за другой объект – мечеть Sheikh Zayed Bin Sultan Al Nahyan.
мечеть Sheikh Zayed Bin Sultan Al Nahyan, архитектурное проектирование Halcrow, фото ©Alan Toft
Здание мечети, разумеется, вписывается в каноны ислама и, вместе с тем, отличается сдержанностью, свойственной современной архитектуре. Разрабатывая концепцию освещения, Спейрс обратился к луне – естественному источнику ночного света и, вместе с тем, планете, по которой выстроен мусульманский календарь. Коротко говоря, подсветка зависит от фаз луны: в полнолуние здание окутывает мягкий белый свет, а в дни, когда месяц на ущербе – интенсивный синий. Причем на фасады и купола проецируются медленно скользящие облака.
Фото Alan Toft (увеличивается)
Чтобы отработать движение облаков и добиться соответствующей текстуры, пришлось создать 3D CAD модель, точно отражающую сценарий для 1200 прожекторов, снабженных экранами, регулирующими интенсивность освещения. Важную роль в общем решении играют также аплайты – источники, направленные вверх и омывающие светом колонны, арки и другие элементы фасадов.
Для проекта также была специально разработана система контроля и соответствующее программное обеспечение. В целом система уникальна и сложна, однако разработчики стремились упростить все, что можно: использовали всего 2 типа ламп, всюду, где можно, применяли металллогалогеновые лампы, а также серийные светильники (аплайты), смонтированные в досягаемых местах.
Фронтальный вид на подсвеченный фасад мечети, дизайн света Speirs & Major Associates, Фото Alan Toft
Вручая премию, председатель жюри сказал, что отдает должное смелости дизайнера, решившегося предложить такой вариант освещения заказчику, и смелости заказчика, решившегося его принять.
Еще про archinews
- Ренцо Пиано дождался открытия музея в Норвегии
- В Монпелье открылась школа по проекту Фукcаса
- Символ надежды для Тадао Андо
Еще про architekturnie-novosti
- Шигеру Бан – лауреат Притцкера
- Белая волна как символ архитектурной революции в Милане
- Золотая медаль AIA за 2014 год досталась Джулии Морган
Еще про novosti
- Боливия заменит Россию на биеннале в Венеции
- MIPIM Awards 2024: девелопмент яркой архитектуры
- Притцкер 2024: воля к архитектуре