Почему заказчик выбирает выпускника курсов?
В ходе дискуссии о дизайне периодически всплывает тема выпускников всяческих курсов (к которым, безусловно, относится и пресловутая британская школа дизайна). Невозможно не согласиться с тем, что такого рода обучение рассчитано на заполнение досуга обеспеченных домохозяек. Из их кошельков организаторы черпают финансы. Точка. О работе, по идее, речь идти не должна. Но идет.
Поэтому недоумеваю: дизайнеры все время говорят “а” (то есть обливают псевдодизайнеров заслуженным презрением), но никогда не говорят “б” ( то есть не пытаются выяснить, в чем заключаются конкурентные преимущества “курсисток”).
Самя очевидная сильная сторона недоучек – близость к заказчикам. Они – плоть от плоти тех, кто нанимает дизайнера, чтобы облагородить или изменить интерьер. Замечу – не только частный: мне довелось общаться с девушкой, стартовавшей прямо с ресторана в центре города. Тут уж ничего не попишешь, и можно бы развести руками, что и делают профи – дескать, все карты в руках противника. Но попробуйте ответить себе на вопрос: как часто вы поручаете какую-нибудь работу своим знакомым и их близким, только-только окончившим некие курсы? Бьюсь об заклад, что крайне редко: не слишком-то удобно и приятно становиться работодателем для людей, с которыми гоняли чаи или водочку, равно как и для их деток и племянников. Подробности опускаю – минусы вполне очевидны. И, чтобы их перевесить, нужны внушительные плюсы.
Если исходить из того, что заказчик – тоже человек, придется признать, что, делая выбор в пользу “курсистки”, он тоже смиряется с изъянами ради достоинств. Или хотя бы единственного, но важного достоинства. На мой взгляд, оно заключается в близости, но не простой (возможность позвонить приятелю, который только что купил квартиру), а психологической. Как говорилось в старинном фильме “счастье – это когда тебя понимают”. К несчастью, профессиональные дизайнеры понимают хуже. Говорят на другом языке. Не ловят очевидного для недоучек подтекста. Не знают (а нередко – и знать не хотят), как потратить много денег и при этом создать у клиента приятное ощущение экономии. И так далее, и тому подобное…
Ответ “все они уроды и жлобы” не принимается. Во-первых – не все, а во-вторых, в подавляющем большинстве случаев речь идет не о кретинизме и даже не о деспотизме, а о реакции на отсутствие воспитания и (или) образования.
С таким же успехом я могу сказать, что все дизайнеры – снобы и диктаторы. И это утверждение будет во многих случаях вполне правдивым, однако выстроить взаимно продуктивные отношения можно и с такими.
Заказчик не разбирается в дизайне интерьера? А он и не обязан, ему некогда было раньше, некогда и сейчас, поэтому он и нанимает профессионала. Или непрофессионала, способного доступно объяснить, в чем фишка.
О!
Почти в точку!
“Почти” только из за краткости изложения. Тема намного глубже и ширше рџ™‚
Буквально месяц назад проводил семинар у курсистов-монстров-домохозяек (хотя там не все такие).
Объяснял тему современной системы проводки силовых и слаботочных сетей в квартире/коттедже. Попросил несколько человек взять в руки гофрированный кабель-канал так, как будто он в стене проходит с несколькими поворотамии. Затем показал как протяжкой туда можно затянуть и перетянуть кабель.
Поняли сразу.
Поняли просто подробно “по домохозяйски”.
Обьяснял ту же ситуацию настоящим профессионалам в электрике…
НЕ ПОНЯЛИ!
НЕ ЗАХОТЕЛИ!
СКАЗАЛИ НЕВОЗМОЖНО протянуть кабель после того, как сделана отделка. При всех этих попытках объяснения они всячески пытались меня выставить полным идиотом рџ™‚
Говорили, что не нужно это делать.
Говорили, что глупо это делать.
Это один из примеров, но он относится не только к разделу инженерных сетей, а ко всем разделам проектирования.
В других разделах эта ситуация не такая явная и однозначная.
Про пример прокладки трубки тёплого пола (спираль/змейка) я уже писал в рамках блога.
Рано или поздно клиенты начинают понимать абсурдность этой ситуации и начинают обращатся к курсистам.
Как ни странно и парадоксально, но всё чаще и чаще они становятся довольны работой курситов.
И говорит это не о глупости клиентов, а о полной неповоротливости настоящих ВУЗов.
Нынешним клиентам нужен “полный электропакет” а не прекрасно и творчески разработанные ручки стеклоподъёмников в новой машине. рџ™‚
Тот, кто продаёт машину с “полным электропакетом”, тот и “рулит” на рынке.
Рынке проектном в области недвижимости или автомобильном рџ™‚
Кстати!
В моём маленьком бюро работают люди и с классическим ВУЗовским образованием, и курсисты.
Я не претендую на супрсовременную конторку, но очень доволен таким симбиозом и по другому работу не представляю.
P.S. Участвовал с этой же темой (инженерные сети) в рабочей группе на РДБ российский дом будущего. В Группе были светила нашей архитектуры и инженерии. пытался объяснить, что чтобы сделать любой “умный дом” достаточно иметь в стенах сеть из кабель каналов по которым потом в зависимости от пожеланий клиента можно поставить/дполнить любое техническое решение.
На что был получен ответ “Нет нужно сразу ВСЁ предусмотреть”.
Вот и пытаются наши архитекторы “всё предусматривать” выставляя себя в роль “Божественных прорицателей всей судьбы заказчика”.
И смешно и грустно… рџ™Ѓ
Как лояльно высказалась о ситуации Гж-жа Шу!
Мне очень хочется орать благим матом! рџ™‚
Такое впечатление, что вместо того что бы двигать дизайн кто-то скоро начнет чистить ряды сначала по образованию потом по культурному уровню, а там не далеко и до рассово-религиозных признаков)))
Для каждого заказчика свой уровень специалиста всегда был и будет
А в истории полно примеров о недоучках типа – Гауди, которого тоже всю жизнь клевали за недостаточную образованность.
Не надо заниматься тем что обвинять во всех своих бедах кого-то…
На себя надо смотреть более искренне)))
кто автор?
Собственно, я автор рџ™‚ А что?
Уважаемая Nika, а Вы о чём? И кто такой “кто-то” ?
Мне, кстати, некоторые комменты напоминают высказывание типа: “Нахрен нам иномарки? Вот ездили 30 лет на “москвичах” и нормально!” рџ™‚
Простите, если кого задело…
А может За дело? рџ™‚
Глубже – пожалуйста, а ширше, по-моему, не стоит: хотелось бы, после плодотворных как этап общих дискуссий, пообсуждать отдельные аспекты дизайна и дизайнерской практики рџ™‚
И не только Гауди, таких довольно много, включая Тадао Андо. Однако оставим в покое великих. А курсисты, по моему мнению, делятся на 2 неравные группы: меньшая состоит из людей, страстно желающих заниматься дизайном интерьера, но не получивших образования по разным причинам. От финансовых до семейных. А большая – из скучающих девушек, против которых я тоже ничего не имею. У них – стандартный набор: богатый папа (муж), корочки и слабое понимание дизайна. Одна такая мне всерьез жаловалась, что потратила целый день на поиски фиолетовых линз для глазок, да не нашла подходящего оттенка. И критиковала в этом свете наше недоразвитое общество.
Поэтому я совершенно согласна с Вами в том, что нельзя сплеча делить дизайнеров на профессиональных и нет. Тем не менее профессиональное образование дает базовые знания, а курсы – сплошь и рядом только иллюзию.
Думаю, мой опыт наблюдателя и бытописателя интерьерного дизайна дает мне право высказаться – как человеку со стороны.
Как хорошо, что стали вырисовываться выводы!
Выводы о том, что и курсисты и выпускники ВУЗов могут быть разными, и об образовании (там и здесь), и о «близости» курсистов к заказчикам (?!), и о том, нужно ли быть понятым или нужно лишь понимать заказчика(!), и о разнице менталитетов и о возможностях российских и зарубежных дизайнеров и архитекторов, и о давно назревшей необходимости реформы образования в ВУЗах и о качественном улучшении программ в «школах дизайна» (!)…..
Если все это понимают, значит все двигаются в одном направлении, но разными путями-дорогами. И как мне кажется, главное это не ругать одних и восхвалять других, а обучать одних, воспитывать других, помогать третьим, образовывать четвертых…ведь и профессионалам есть чему поучиться у курсистов, не только наоборот!!!!
Для разбавления пафоса написанного – я за пару лет ведения объекта научила заказчика выговаривать вместо «тазо-бедренные блоки»…..пазогребневые!!! не смотря ни на что, обожаю этого заказчика!
2 Алла
Согласна и с Вашими “пафосными” тезисами, и с Вашим замечанием насчет любимого заказчика – у меня тоже самый любимый заказчик практически только мычит, но при этом интуитивно оценивает качество и даже (Вы не поверите!)сам корректирует гонорар в сторону увеличения, а также настаивает на предоплате.
Добавлю: мой опыт работы на заказ (с поправкой на другую область) говорит о том, что понимать заказчика важнее: если ты его понимаешь, шансы на то, что он поймет и оценит твою работу повышаются в разы. Причем именно работу: прямолинейное вербальное взаимопонимание приходит как следствие. Или не приходит, что не так уж важно: для этого есть письменные договоры.
Shu, если Вам вопрос двусмысленным показался простите, мне просто интересно было, автор не был указан.
среди неучей стоит и Ле Корбюзье отметить
2 yuri, я просто ужасно удивилась, т.к. все, что не подписано, по умолчанию мое :).
а я все о том же, что в статье, просто описала возможную перспективу))) Хорошо, что дальше все-таки стали смотреть на вопросы, затронутые в статье, более дифференцировано, это радует))
1.Ни один из перечисленных известных “неучей” не имеет никакого отношения к домашним курсам дизайна а-ля “квартирный вопрос” (а уж что до их характеров и работы с заказчиками…ууу)))). По поводу “неучей”, кстати я высказывался в своей части статьи недавней… И много у меня знакомых – отличных самоучек. Но КМБ от дизайна из них никто не посещал. Одни не доучились в ВУЗе, другие даже близко не подходили ни к ВУЗам, ни к курсам.
2.Грейт Уол с полным электропакетом не может конкурировать с недоукомплектованной Ауди, Альфа-Ромео, Хондой… Иллюзия фулсервиса есть, но качества – нет.
3.Я не встречал ни одного заказчика (даже потенциального), который бы сознательно выбрал “курсиста”, нежели “профессионала с корками”. Правда. Я даже не очень понимаю о чем речь. Мне кажется, что это просто от лени, неосведомленности о рынке, жизненных условий, экономии в некоторых случаях.
4. Мне кажется, что в “курсистах” гонора не меньша, а зачастую больше, чем в тех-же “закончивших ВУЗ”. Для первых это больше игра, статус, самолюбование, для вторых – профессия. Это не 100% правило, конечно. Но все-же, не считаю, что они более дружелюбны или приземленны… или ненасытны до лавров и процентов.
Так что в целом я не вижу тенденции… Я, может, погружен в свои дела и не высовываю нос в тусовочное море, но я просто не вижу того, о чем речь)). Не выбирают клиенты менее состоявшегося или менее образованного исполнителя из-за того, что он им ближе и с ним душевнее запилить квартирку…
Распределение больше происходит само собой. Из-за доступности, из-за загруженности, из-за лени, как я уже говорил, из-за неопытности того-же заказчика, между прочим, который считает, что дизайнеры все одинаковы. Так-же считают некоторые люди, идущие к зубному. Да что там – зубы есть зубы. Потом ищут, где переделать…
Скажите, а в вашей практике не было ни одного случая, когда вас просили пределать-доделать проект, вставший на середине, потому, что заказчик расстался с дизайнером?…
У меня были. И поле боя, зачастую, пугает некомпетентным подходом предшестванников…
И всегда оказывается, что это была “знакомая девочка”.
Вот с этого момента хотелось бы поподробнее…
Уважаемый Иван!
У меня в практике было несколько случаев, когда ко мне обращались клиенты, с которыми поработали профессиональные архитекторы.
Переделывал и за курсистами…
50 х 50 примерно рџ™‚
по-моему, вы затронули только одну. весьма узкую сторону проблемы. Кроме дочек богатых пап и мужей после типа престижных курсов на нашем рынке крутятся еще и просто дамочки без образования, закончившие вообще убогие курсы, менеджеры по продаже мебели, бывшие полиграфисты, а также мальчики бывшие админы, которые изучили 3дмакс. Все эти хомячки, кроме богатых папиных дочек, привлечены в сферу высокими гонорарами и откатами. Все категории на мой взгляд не являются конкурентами настоящим профикам, но создают хаос, разброд и шатание на рынке, поэтому, по-хорошему, подлежат отстрелу. Сколько раз я доделывала за такими проекты, ужос. Один мой заказчик сменил до меня 4 дизайнера, причем я видела, что они ему делали, и могу сказать – вполне заслужено. То есть реально получается, что у нас на одного профи четверо недоучек. Такая ситуация ужасна тем, что заказчик начинает с подозрением относиться к дизайнерам и не доверяет им. Хотя вообще я считаю, что человек и без образования может стать классным специалистом, только нужно стремление к постоянному росту, самообучаемость, и желание вкалывать 20 часов в сутки, что у нас в принципе встречается крайне редко.
Да речь не совсем об этом.
Можно сколько угодно проклинать “папиных дочкафф-сыночкафф” и прочую голодрань (в моральном смысле), но нужно признать, что российское архитектурно-строительное образование отстало лет на 30-50. Только увидев в собственном глазу “брёвнышко” можно осознать, что пора двигаться вперёд.
Самое главное как (!) двигаться!
Вот введут для дизайнеров добровольно принудительные СРО. Тогда пропадут все проблемы профессии и останется одна- кормить аппарат организации СРО, организации. проводящие (на бумаге) повышение квалификации, банк и страховую компанию.
СРО это конечно порождение дьявола!Фрилансеры разные может и выродятся, а вот с папиным и маминым дочкам и сыночкам, черпающим заказы из родительских связей СРО никак помещать не сможет.
Хорошо бы, кстати, наше образование отстало лет на 100-150. Тогда готовили архитекторов намного лучше.
Когда Заказчик жмот, он нарывается на фрагменты, все равно потом доделать придется. Скажите спасибо,что вас нашли на “доделать, добавить,исправить” и пр. За копейки проект делают частями. Даже ТЗ встречается фальшивым за гроши,а возможно – откатили. Думаю,что не всегда дело в непрофессионализме, причины могут быть самые разные.
Мне не приходилось за кем-то доделывать,я всегда на стартапе, но с ТЗ сталкивалась – была в шоке. Всегда приходится самой проводить обследование здания и возвращать ТЗ на доработку, что, безусловно, Заказчику не нравится – деньги-то уже уплачены, а на корректировку еще надо. Вот так и с проектами: “жадный платит дважды”.
Даже на Freee lansee встречаются задания по 1300 м2 в 3 эт, особенно промышленные.Это то,что должны делать институты – по серьезным расценкам и со многими смежниками ( в первую очередь технологи диктуют архитектуру),в чем же можно обвинять специалиста-одиночку, когда ему лишь бы с голоду не сдохнуть?
1.ПРОФЕССИОНАЛ-ТОТ,КТО ВЛАДЕЕТ ПРОФЕССИЕЙ,ВИРТУОЗ СВОЕГО ДЕЛА.
ПРИЧЕМ ПРАКТИЧЕСКИ.А НЕ В ТЕОРИИ.
2.ОБРАЗОВАНИЕ НЕ УЧИТ ДУМАТЬ И НЕ ДАРУЕТ ТАЛАНТ И ОДЕРЖИМОСТЬ ДЕЛОМ.(ЗАТО ПОНТОВ…ПОСЛЕ ОБЩЕНИЯ СО СТУДЕНТАМИ 1-3М КУРС ПЛЮЮСЬ И ЧЕРТЫХАЮСЬ ДОЛГО,И ЖГУ ЛАДАН(ДЛЯ УСПОКОЕНИЯ))
3.+ ДЛЯ КУРСИСТОВ-НОВЫЕ ВЕРСИИ ПРОГРАММ,НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ,СВОБОДНОЕ МЫЩЛЕНИЕ.
– АБСОЛЮТНОЕ ОТСУТСТВИЕ ОПЫТА,ЧТО ПЕРЕКРЫВАЕТ +
НО Я НЕ ПОНИМАЮ,КАК МОЖНО БРАТЬ КУРСИСТА НА ПРОЕКТ…КСТАТИ,ВЫПУСКНИК ВУЗА ТУДА ЖЕ.
4.ЩАС МНОГО ИЗ ГРЯЗИ В КНЯЗИ.НУ ТАК И ВЫБИРАЮТ СЕБЕ ПОДОБНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ.БЛИЗКИХ ПО ДУХУ.ВРЕМЯ ТАКОЕ.
5.В УМНЫХ КОНТОРАХ С ЗАКАЗЧИКОМ РАБОТАЮТ МЕНЕДЖЕРЫ -ПСИХОЛОГИ.И ЭТО ПРАВИЛЬНО.НАСТОЯЩИЙ ПРОФЕССИОНАЛ МОЖЕТ ЛИБО ОБРАБАТЫВАТЬ ЗАКАЗЧИКА,ЛИБО ОБЪЕКТ.НУ ЛИБО ГИПНОТИЗЕР ОТ ПРИРОДЫ,САМО ПО СЕБЕ ВЫХОДИТ:)))
Господа и девушки! Пожалуйста, не перебарщивайте с прописными буквами: размер букв -не аргумент рџ™‚
Уважаемый AL!
Ваше: “В УМНЫХ КОНТОРАХ С ЗАКАЗЧИКОМ РАБОТАЮТ МЕНЕДЖЕРЫ -ПСИХОЛОГИ.И ЭТО ПРАВИЛЬНО” гораздо сильнее всех остальных CapsLockских выкриков.
В современном мире с “ЗАКАЗЧИКАМИ” работают архитекторы, а не “МЕНЕДЖЕРЫ – ПСИХОЛОГИ”!
Или может психотерапевты? рџ™‚