Архитектура Финляндии в прошлом веке
текст ©Шу, фотографии предоставлены Музеем архитектуры в Хельсинки и являются его собственностью.
Между прочим, в Музее архитектуры (Хельсинки) сейчас проходит и продлится до 9 сентября выставка, охватывающая эволюцию архитектуры в стране с начала до конца 20 века. Я решила о ней упомянуть не только потому, что Финляндия под боком. Выстроенная по хронологии экспозиция – фотографии, рисунки и макеты, казалось бы, не должна настривать на полемический лад. Ан нет.
интерьер церкви Святого Креста в Турку, архитектор и автор фото Pekka Pitkänen, 1967 г
Бог с ним, с финским романтизмом, в котором смешались предчувствие освобождения и ностальгия. Мы его давно полюбили, оценили и взяли на вооружение – как сумели. Наши страны раздражающе близки, почему же российская архитектура, как ни прискорбно это сознавать, остается провинциальной и подражательной, а финская – самобытной и самодостаточной?
Здание парламента в Хельсинки, архитектор J.S. Sirén, 1924–1931г.г. фото ©Simo Rista
Многоквартирный дом в Хельсинки, архитекторы Lars Sonck и Onni Tarjanne, 1900 г., фото ©Karina Kurz
Риторический вопрос может вызвать предсказуемые возражения. Во-первых, объектов такого же уровня в России не меньше, а даже больше. Во-вторых, Финляндия, хоть и подарила миру Аалвара Алто, отнюдь не считается “архитектурной сверхдержавой”.
Что правда, то правда. У нас есть и качественные общественные здания, и отличные загородные дома, и даже – приличные многоквартирные. Но они почему-то не формируют структуру, которую можно было бы без натяжки назвать ” российской архитектурой”. Географически она, конечно же, существует. А идеологически – нет.
Плотность отечественных достижений ниже, они не только размазаны по огромной территории, но и разъединены с точки зрения самосознания.
жилой микрорайон Malminkartano в Хельсинки, архитекторы Ralph Erskine и Boris Culjat, 1986 г., фото ©Simo Rista
Свобода важна, экономика – тоже. Однако не менее значимы ориентиры. Финская архитектура интравертна, зодчие проектируют в первую очередь, а иногда и исключительно – для своей страны и ее граждан. Прорывы к архитектурному олимпу возникают как следствие.
Наша архитектура экстравертна, ориентирована преимущественно вовне и постоянно погружена в битву за место в мировом итэблишменте. И поэтому обречена на отставание.
В основе финской архитектуры лежит образ жизни и приемственность культурных традиций.
Желание сделать удобнее для жизни,экономичнее и качественнее гораздо выше, чем желание удивить архитектурной идеей и размерами. На подсознательном уровне заложено уважение к окружающей пророде. В большинстве случаев принцип проектирования от общего к частному(От градостроительной идеи города до проекта благоустройства двора многоквартирного дома) действует безотказно и контролируется муниципальными органами. За последние 20 лет изменилось отношение к культурному наследию в лучшую сторону. Государство поддерживает и во многих случаях финансирует работы по реставрации памятников архитектуры. Инициатором и проводником этих идей служит музейное ведомство и местные органы власти. У нас происходит обратный процесс и остановить его пока не удаётся.