Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Мартовская коррекция в обеих столицах

Коррекция -термин, позаимствованный у биржевиков. Как известно, она неизбежно наступает после ралли. Экономика нашей страны в докризисный период, на мой взгляд, представляла собой гигантское ралли, в которое с энтузиазмом включились чиновники,  добровольно вовлеклись инвесторы и девелоперы, и сознательно -строители. Архитекторы тоже не остались в стороне. И вот теперь им приходится участвовать в неприятном и не всегда осмысленном процессе коррекции…

Москвичи и питерцы оказываются не в одинаковом, но в одинаково неловком положении. Столичная затея со сносом ЦДХ и строительством новых зданий на обочине парка, вплотную к Садовому кольцу провалилась: на общественных слушаниях проект забаллотировали, после чего сам А.Кузьмин официально заявил, что сносить здание не будут до тех пор, пока не разработают новый проект, который будет одобрен общественностью. Победа походит скорее на передышку. Но дело не только в этом.

В городе на Неве события уже показали, что отсутствие здравого смысла у борцов за сохранение города в сочетании с присутствием живого ума у заинтересованных чиновников приносит неожиданные плоды. Правила застройки и землепользования, которые созидались, обсуждались и даже печатались мучительно долго, на поверку оказались заковыристыми: в них предусмотрены исключения, которые следует согласовывать в  ”особом порядке”. Термин не раскрыт и дает простор испорченному воображению: так и чудятся наглые девелоперы, за закрытыми дверьми сговаривающиеся перепланировать Дворцовую площадь. Однако на практике все выглядит по другому: прекрасная мастерская москвича Сергея Киселева спроектировала комплекс, который предполагается возвести на участке, ограниченном пр. Просвещения, ул. Хошимина и ул. Композиторов. Для иногородних поясню, что это обжитой, но удаленный от исторического центра район, в котором архитектура сведена к минимуму, а “небесной линии” нет даже в зачатке. И почему здесь нельзя возводить здания выше 90 метров, для меня -совершеннейшая загадка. Тем не менее, поскольку Киселев запроектировал аж 150 метров, его проект пришлось сначала одобрить на градостроительном совете, после чего еще предстоит челобитствовать в правительство, которое может принять специальное постановление и милостиво разрешить строительство здания. Так на практике выглядят сбывшиеся грезы борцов за понижение. Недаром говорится, что бог наказывает исполнением желаний.

Но есть и вечные ценности: в городе на Неве любят проводить закрытые конкурсы с участием звезд. Этого не изменишь, да и не надо, напротив, я советую всем до 7 марта посетить выставку проектов “Набережная Европы”, проходящую на пл. Островского в Центре стратегических инвестиций. Там можно увидеть макеты, созданные участниками, в числе которых Марио Ботта, Никита Явейн, Евгений Герасимов, Сергей Чобан и Jose Rafael Moneo. Победителя грозятся назвать в кратчайшие сроки. Все бы хорошо, но ему тоже предстоит бодаться с ПЗЗ: доминанта – театр современного танца Бориса Эйфмана, не может быть ниже 40 метров в силу конструктивных особенностей театральных зданий. Но не может быть и выше 31 метра -в силу высотных ограничений.

Правда, раньше времени можно не переживать: редкий победитель питерских соревнований превращается в счастливого автора построенного объекта. Кишо Курокава умер, так и не дождавшись этого момента, реконструкция Новой Голландии, замысленная Фостером, заморожена, и судьба проекта реконструкции Апраксина двора неизвестна: Олег Дерипаска его продал, а захочет ли новый владелец воплощать замысел Криса Уилкинсона -неизвестно.

Москва до недавнего времени была городом, где можно было построить все, что угодно, вплоть до палат 14 века. Питер превращается в город, где ничего построить невозможно. Как говорил Гамлет “так гибнут замыслы с размахом, в начале обещавшие успех”…

Автор:



уже 4 мнения на тему “Мартовская коррекция в обеих столицах”


  1. ckjy says:

    не знаю кто это написал, но фактических ошибок многовато.

    по “Набережной Европы”:
    *Там можно увидеть макеты, созданные участниками, в числе которых Марио Ботта, Никита Явейн, Евгений Герасимов и Сергей Чобан (в составе архитектурного консорциума с испанцами)*
    на самом деле Герасимов и Чобан традиционно уже выступают дуэтом, а испанец – Монео (Jose Rafael Moneo) абсолютно самостоятельно.

    про ПЗЗ.
    совершенно не факт что процедура “преодоления” ПЗЗ будет такой простой.
    хотя она пока и не разработана, но весьма недвусмысленно обещано, что это будет как минимум девять кругов ада. с всевозможными слушаниями как с участием населения (активистов), так и различных советов (не только Градостроительного) и потребностью предоставлять доказательства “безвредности” проекта с помощью компьютерных моделей и прочих шаманский действ…

  2. Shu says:

    ckjy, спасибо, исправила – Вы угадали, это коллективное творчество, но про ПЗЗ писала я, и вовсе не имела в виду, что процедура будет простой. Напротив, боюсь, что она будет очень сложной для подавляющего числа проектов. Но не для всех…

  3. Александр says:

    Эта процедура будет только для тех кто близок к телу. так будет точнее.

  4. Shu says:

    Герасимов и Чобан победили. Оглашая решение жюри, губернатор Валентина Матвиенко заметила, что проектировщики согласились на то, чтобы к проектированию отдельных зданий были привлечены европейские архитекторы. Такой ход по ее словам “обогатит проект”. Кстати, на мой взгляд, довольно удачный. Постараюсь позже его показать:)

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про russian

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта