Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Выставка Марины Любаскиной

На открытие выставки Марины Любаскиной я не попала, поскольку в тот же день было необходимо ознакомиться с итогами интерьерного конкурса. Искренне сожалею: фамилия художницы вызывает у меня целый ворох воспоминаний. К счастью, в Галерею дизайна на Большой Конюшенной отправилась Алина Гринчель. И написала, на мой взгляд, отличную статью под названием… 

«Поцелуй через яблоко»
Символизм и женская логика Марины Любаскиной

автор статьи и фотографий – Алина Гринчель

яблоко Марины Любаскиной. Галерея дизайна на Большой Конюшенной

Марина Любаскина – во всех смыслах европейская художница. В чем выражается ее европеизм? Она не боится, что ее выставка производит впечатление сделанной за один день, без труда, без седьмого пота, на одном дыхании. Затем, она не боится выставить этот сшитый на живую нитку проект в академическом и консервативном Питере. В том, что лесбийские мотивы в живописи у нее представлены однозначно в позитивном западном ключе. Как же можно ругать однополую любовь? Это же так недемократично.
Европейская художница Марина еще и потому, что живет в Европе, поочередно в трех европейских столицах: одной немецкой (Берлин) и двух российских (Москва и Петербург).

Выставку «Поцелуй через яблоко» объединяет идея красного яблока как символа искушения. Огромные пластиковые яблоки, лежащие повсюду в галерее дизайна/bulthaup вызывают ассоциации с измененной реальностью, другим миром, где действуют иные законы поведения, любви,  чувственности. Живопись Марины продолжает менять пространство по своим графическим законам, законам ритма, линий и цвета.

Живописных и графических серий на выставке несколько – это работы, которые создавались на протяжении последних нескольких лет, но одинаково рифмующиеся красным яблоком. Ритм задается красными яблочными модулями в серии «Мюрмюристические формулы», красными яблочными горошинами поверх фотографий целующихся через  яблоко (или посредством него?) в  фотосерии «Apple Kiss». Красным фоном, на котором происходит поцелуй ( диптих «Художник и модель») или «размышления дамы на тему технического прогресса и развития трансцендентальных корпораций» (работа так примерно и называется).

Марина Любаскина на фоне  живописи

Художественной модификации может подвергаться и тело модели, и плоскость реальности, но неизменным, как ядро этой реальности, остается красное яблоко. Яблоко рождает желание и рождается оно за гранью работы – в работе лишь фиксируется факт желания (Триптих «Желание красного яблока», работа «У меня есть одно желание»). Яблоко у Марины может быть героем картины, а может присутствовать на ней, ознаменовывая собой искушение, но не фиксируя на нем внимание. Яблоко действует, не будучи замеченным и выполняет свою функцию, как запущенная программа, независимо от персонажа.

lubaskina-painting1.jpg (увеличивается)

– Почему именно искушение? Разве яблоко нельзя трактовать по-иному? Например, как символ борьбы с генной инженерией?
– Яблоко – символ любви, счастья, радости. Не важно, какая это любовь – телесная, однополая-двуполая или вовсе платоническая. Скорее для меня это духовное понятие, но эротика непосредственно связана с понятием любви. Художник любит модель, а может и не любить ее  – в картинах просто рождается любовная игра форм и возникает мир фантазий.

– А красный цвет яблока тоже символичен?
 Красный цвет привлекает внимание, его любят люди, и я его люблю использовать.
Я много работала с перформансами, с символами… Думала даже показать здесь перформанс, как вариант могу кого-нибудь поцеловать – через яблоко или без.

Живопись Марины Любаскиной увеличивается

Марина активно действует на своих полотнах, на них она разговаривает со зрителем, задает ему вопросы и взывает к его мнению. Коммуникация – это обоюдный процесс, и работы Марины не могут рассматриваться в отрыве от того, кто их увидит, они не могут существовать в одиночестве. Зритель необходим – и он возникнет, как предложение на спрос, прилетит, как муха на мед, если позволительно так выразиться…

Живопись художницы работает не столько новизной подхода, сколько специфическим методом символизма, аппелляции к знаку. Символизм, работа с простыми и яркими знаками-значками – неизбежная, очевидная тенденция сегодня. Это принцип любой современной рекламы, средств массовой информации, политических лозунгов. Подтекст может быть, но глазу нужно нечто, чтобы ухватиться с первого взгляда, без напряжения и всматривания. Красное яблоко блестяще играет роль знака. Так хорошо играет, что даже вдумываться и интерпретировать этот знак не хочется.

Автор:

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про Alina Grinchel

Еще про contemporary art

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта